Системность как особенность государственной власти
Государство как субъект управления наделено важным свойством, наличие которого определяет саму возможность осуществления государственного управления. Таким свойством является свойство системности. Без системности осуществление управления огромным массивом материальных и человеческих ресурсов не может иметь места. Наличие данного свойства принципиально необходимо, оно обеспечивает государственному управлению высокий уровень согласованности, координации, эффективности и целеустремленности.
В основе реализации процесса управления находятся определенные управленческие воздействия, значительное влияние на которые оказывает сам субъект управления, в качестве которого в государственном управлении выступает само государство и его властная сила.
Взаимосвязь государства и общества
Отличие государства от общественных структур состоит в том, что оно осуществляет реализацию по отношению к населению государственной власти, имеющей в своей основе легитимность, то есть обусловленность с точки зрения права, а сам процесс реализации основан на силе аппарата государственной власти, располагающем средствами принуждения. Именно наличие силового давления обеспечивает достижение поставленных целей, содержащихся в них организационных аспектов и установленных норм.
Как следствие, проблемы государственного управления имеют исторические истоки, обусловленные тем, о каком государстве идет речь, какие цели оно устанавливает, как старается их достигнуть, что предпринимает. Все это устанавливается определенные границы государственного управления и его распространения. Причем границы государственного управления могут выходить за рамки населения конкретного государства и проявляться в его политике на внешней арене.
Взаимосвязь государства и общества (населения) считается нормальной, при условии наличия значительных свобод, прав и самоуправления, характеризующих общественную жизнь населения страны. В этом случае ограничителями для автономии выступает не только государство, но и сами общественные институты. Роль государства в такой системе отношений сводится к формированию основных норм и типов человеческого поведения посредством разработки и принятия нормативной базы, а также использованию своих властных полномочий для обеспечения соблюдения его требований законодательства.
Степень распространенности государственной власти на общество является существенной проблемой, поскольку в этом случае значение имеют не технологические изменения, а анализ состояния этого общества, его способности к саморегуляции и адаптации к меняющимся условиям. Как результат, государственная власть над обществом сохраняется, но под вопросом остается степень ее влияния на него. Влияние государственной власти на общество является отражением состояния этого общества. Следовательно, существует корреляционная связь между государственной властью и процессами и явлениями, составляющими объект управленческого воздействия целеполагающего, организующего и регулирующего характера.
Факторы формирования концепции государственного управления
Государственное управление с концептуальной точки зрения формируется под влиянием различного рода особенностей, объективно проявляющихся как следствие исторического, производственного, географического, этнического и иного развития. При этом существуют и универсальные факторы, влияющие на развитие государственной власти в любом государстве, влияние которых обусловлено включением государств в общемировое развитие. Разумное сочетание собственных уникальных особенностей и универсального опыта, накопленного мировым сообществом, обеспечивает гармоничное развитие государственного управления. Такой подход обеспечивает использование передового опыта мировой практики государственного управлении и сохранение специфических черт развития общества и государства.
Система государственного управления на любом этапе развития государства включает в себя определенный элемент традиционного подхода. Политическая культура общества и специфика властной элиты формируется на протяжении длительного времени, и даже политические катаклизмы (к примеру, революция 1917 года) не способны кардинально изменить ситуацию.
Безусловно, традиции не являются определяющими формирования процесса государственного управления, однако построение последнего с учетом традиций обеспечивает гармонию государственного развития с обществом.
Особенности российского государственного управления
Практика российского государственного управления, не смотря на существенные изменения в политическом устройстве страны, характеризуется наличием определенных констант и тенденций, имеющих постоянное действие.
Основной такой константой является централизованность государственного управления, характерная для российской власти на протяжении практически всего исторического развития, за исключением периодов смут и гражданских войн. Процесс принятия и выработки государственных решений имеет четкое смещение к центру, причем большей частью централизация власти сосредоточена вокруг одного лица:
- царя,
- императора,
- президента.
Как результат, еще одной константой государственного управления в России является единоначалие, авторитаризм. В системе политической власти, как правило, доминирует одно лицо, а система сдержек и противовесов отсутствует или не работает.
Политическая культура также является особенной, обусловленной особенности аграрного развития государства, наложившего отпечаток на современное сознание общества.
Еще одной константой формирования государственной власти является многонациональность российского государства, которое даже в период коммунистической власти стремилось к сохранению национального колорита и особенностей.