Государственное регулирование политической сферы – это меры, реализуемые государством с целью упорядочивания политических процессов, протекающих в обществе.
Общая характеристика механизмов государственного регулирования политической сферы
Осуществление государственного регулирования политической сферы реализуется с помощью механизмов, обеспечивающих устойчивое влияние на поведение участников политической деятельности в стране. Часть механизмов регулирования политической сферы находится в исключительном ведении государства, часть может применяться как государством, так и негосударственными участниками, стремящимися осуществлять воздействие на политические процессы.
Вся совокупность механизмов регулирования политической сферы включает в себя следующие элементы:
- во-первых, правовой механизм регулирования политической сферы. Наличие этого механизма обусловлено уникальной возможностью государства формировать обязательные к применению нормы в виде законов и иных нормативных актов. Данный механизм применяется государством для формирования единых правил поведения участников политических процессов. С помощью данного механизма регулируется осуществление практически всех наиболее значимых политических процессов, к примеру, выборов в органы государственного и муниципального управления, создания политических партий, проведения политических акций массового характера и так далее;
- во-вторых, административный механизм регулирования политической сферы. Данный механизм регулирования подразумевает непосредственное участие органов государственного управления в осуществлении контроля за деятельностью политических сил. Примером применения такого механизма является процесс государственной регистрации политических партий, исполнение которого дает партиям право на участие в политической жизни общества, включая выборы;
- в-третьих, судебный механизм регулирования политической сферы. Данный механизм применяется участниками политической деятельности для разрешения конфликтов, возникающих между ними. Государственная власть через ее судебную ветвь принимает участие в разбирательстве в качестве «рефери», выносящего обоснованное решение на основе принципов права. Данный механизм обеспечивает поддержку действенности правового порядка. Специфичность судебных разбирательств в политических процессах подразумевает участие в них оппозиционных элементов по отношению к действующей власти. Объективное разрешение политических споров требует абсолютной независимости суда от остальных ветвей власти;
- в-четвертых, финансовый механизм регулирования политической сферы. Назначение этого механизма состоит в поддержке наиболее значимых участников политической жизни общества. Примером такой поддержки является государственное финансирование политических партий, обладающих наибольшим влиянием;
- в-пятых, информационный механизм регулирования политической сферы. Для поддержания собственного политического статуса государственной власти требуются информационные ресурсы, обеспечивающие информирование общества о политических процессах в стране, формирование имиджа официальной власти и положительного политического образа.
Специфика политического регулирования в России
В практике политического регулирования в России используются все вышеперечисленные механизмы воздействия на политическую жизнь страны.
Так, в части применения правового механизма регулирования политической сферы государственная власть обеспечивает разработку законодательства, регулирующего политические процессы. В части применения административного механизма регулирования политической сферы Россией реализуется политика получения разрешений от муниципальных властей на проведение массовых мероприятий, в том числе политического характера. В отношении реализации финансового механизма регулирования политической сферы предоставляется финансовая поддержка политическим партиям при получении по результатам выборов как минимум 3% избирателей голосов по списку кандидатов от партии, а также при получении 3% голосов кандидатом на пост Президента страны от политической партии.
Государственная власть в России стремится к стабилизации политических процессов и регулированию политической активности общества. Наибольший общественный резонанс в стране вызвало вмешательство государства в регулировании массовых мероприятий. Политическая оппозиция увидела в этом попытку действующей власти ограничить возможности протестов населения против государственной политики, а также ограничения возможности выражения народом своей политической воли. Однако официальные власти отрицают подобные причины объединения данных ограничений, отмечая, что при условии соблюдения порядка регистрации массовых акций, проблем при их организации не возникает. Позиция российских властей по данному вопросу получила осуждение со стороны западных стран, готовых к поддержке российской оппозиции. Российская власть при этом считает данный вопрос относящимся к сфере внутренней политики государства, а, следовательно, не требующим и не допускающим вмешательства со стороны других стран.
Основным инструментом реализации государственного регулирования политической сферы для России выступает законодательство, определяющее правовые границы осуществления разнообразных политических процессов. В целом данный инструмент регулирования соответствует мировой практике, передовому опыту политического регулирования.
Недостатком государственного регулирования политической сферы является судебная ветвь власти, которая в России находится в достаточно сильной зависимости от законодательной и исполнительной власти. Несмотря на декларацию принципа разделения властей влияние официальной власти на судебные органы неоспоримые имеет место быть.
Государственная власть активно пользуется механизмом информационного воздействия на политические процессы в стране за счет продвижения имиджа политических деятелей, всестороннего освещения деятельности основной политической партии и так далее.