Федеративное устройство РФ – это одна из конституционных основ и практический механизм организации и реализации государственного управления в стране, опосредующий распределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления при предоставлении равного объема полномочий субъектам Федерации для организации эффективного публичного управления с учетом специфических характеристик их территорий.
Общая характеристика федеративного устройства
Исходя из специфики территориальной организации публичного управления современных государств, они делятся на федеративные и унитарные. Федеративное государство представляет собой такую организацию публичного управления с территориальной точки зрения, при которой единое суверенное государство включает в свой состав публично-правовые образования с ограниченным суверенитетом для распределения публичной власти по вертикали с целью ее наиболее эффективной реализации.
Федеративное устройство наиболее востребовано в тех государствах, на территории которых формируются по территориальному или национально-территориальному признаку образования, характеризующиеся определенными культурно-историческими, экономическими, религиозными и иными специфическими характеристиками, учет которых при организации и реализации публичного управления позволяет наиболее эффективно обеспечивать права и свободы личности, социально-экономическое развитие таких территорий, гарантируя всему населению государства независимо от места проживания равное благосостояние.
В качестве субъектов, образующих единое федеративное государство, выступают политико-территориальные образования, которые обладают равным объемом правомочий. Содержание же правомочий субъектов определяется посредством разграничения полномочий публичного управления между Федерацией и субъектами. Здесь необходимо отметить, что субъект Федерации не следует рассматривать как исключительно структурный элемент единого федеративного государства, субъект Федерации обладает относительной самостоятельностью, обусловленной специфическими политическими, социально-экономическими, религиозными, культурными и иными особенностями, которые целесообразно учитывать для эффективного управления.
Федеративное территориальное устройство позволяет, таким образом, с точки зрения эффективности публичного управления решить следующие задачи:
- распределить полномочия публичного управления между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации, что позволяет децентрализовать публичное управление, то есть обеспечить его демократизацию;
- учесть специфические характеристики территории и населения субъекта Федерации для наиболее эффективной организации публичного управления, в том числе посредством разработки специальных стратегических программ развития и др.
Характеристика особенностей федеративного устройства РФ
Федеративная организация публичного управления РФ получила закрепление на уровне конституционных положений. Положениями Конституции определяются виды региональных территорий, входящих в состав Федерации и специфика их правового статуса, а также устанавливаются объекты управления федерального и регионального уровней и совместного управления.
Итак, к числу специфических характеристик федеративного устройства РФ можно отнести асимметричность Федерации. В составе Российской Федерации наличествуют субъекты с разным правовым статусом, основные отличия в правовом статусе наблюдается между республиками и иными субъектами. Это связано с тем, что до принятия Конституции территориально-государственное устройство определялось федеративным договором, в соответствии с которым республики были наделены всей полнотой государственной власти, фактически рассматривались в качестве государства в составе Федерации. Так не допускалось изменение правового положения республики и территории республики без согласования с ней. Природные ресурсы республик являлись их достоянием, их использование определяется договором. При этом остальные субъекты Федерации особым государственно-правовым статусом наделены не были, вопросы использования природных ресурсов регулировались федеральным законодательством.
Принятие ныне действующей Конституции должно было устранить названную асимметрию, однако, тем не менее, республики сохранили отдельные свои привилегированные права, в частности возможность принимать собственную Конституцию и утверждать способ ее принятия, утверждать государственный язык республики и пр.
При этом Конституционным Судом страны указывается на недопустимость рассматривания республик в качестве самостоятельного государства, поскольку в составе Российской Федерации суверенитетом не могут наделяться субъекты разного уровня. Таким образом, республики в составе Российской Федерации, как и иные субъекты, являются ограниченно самостоятельными, однако по сравнению с иными субъектами республики обладают некоторыми привилегированными полномочиями;
Еще одна особенность федеративного устройства РФ - разница социально-экономического положения региональных территорий и бюджетный дефицит. Между уровнями социально-экономического развития субъектов, входящих в состав Российской Федерации, наблюдаются существенные диспропорции. Это связано со спецификой развития субъектов Федерации, с их социально-экономической, производственной, культурно-образовательной спецификой. Поэтому на федеральном уровне разрабатываются и реализуются инструменты, направленные на преодоление указанных диспропорций. Сегодня акцент делается на развитие конкурентных преимуществ территории субъектов, в том числе посредством федеральной поддержки. Кроме того, бюджетный дефицит субъектов РФ обусловлен централизацией доходов на федеральном уровне. Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения полномочий субъектов Федерации доходными источниками для их эффективной реализации, прогрессивного социально-экономического развития субъектов Федерации, что, в свою очередь, обеспечит экономическую стабильность, конкурентоспособность российской экономики.