Управление временно свободными средствами бюджета – это система методов, инструментов и мероприятий финансового управления, позволяющая наиболее эффективно использовать свободные денежные ресурсы бюджета и инвестировать их в сферы приоритетные с точки зрения социально-экономического развития страны для извлечения дополнительных доходов из новых источников.
Значение управления временно свободными средствами бюджета
Указом главы государства от 2018 г. были определены стратегические задачи развития государства, его национальные цели на предстоящий период. Решение указанных задач предполагает разработку федеральным правительством национальных проектов в соответствующих сферах публичного управления:
- проекта в сфере здравоохранения;
- проекта в сфере образования;
- проекта в сфере демографии;
- проекта в сфере жилищного строительства и городской среды;
- проекта в сфере экологии;
- проекта в сфере обеспечения автомобильными дорогами;
- проекта в сфере труда и занятости;
- проекта в сфере науки;
- проекта в сфере культуры;
- проекта в сфере цифровой экономики;
- проекта в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, а также поддержки индивидуальных предпринимателей;
- проекта в сфере экспорта и международной кооперации.
Указом главы государства определяются основные аспекты национальных проектов в конкретной сфере публичного управления и, очевидно, что реализация указанных национальных проектов должна быть направлена на прогрессивное социально-экономическое, культурное, научное развитие страны, без которого обеспечение благополучия жизни населения, эффективная интеграция в мировое сообщество невозможны.
Глобальные прорывные изменения всегда требуют значительных финансовых ресурсов, такие ресурсы могут иметь как внутренние, так и внешние источники. Указанное актуализирует разработку и применение наиболее эффективных инструментов финансового управления.
Бюджет государства – это ключевой инструмент реализации финансовой политики страны. Для реализации национальных проектов федеральному правительству поручается:
- каждый год приоритетно предусматривать бюджетные ассигнования из федерального уровня бюджетной системы на осуществление национальных проектов;
- обеспечивать направление дополнительных доходов, формирующихся при исполнении федерального бюджета на реализацию национальных проектов.
При этом необходимо отметить, что федеральный бюджет и бюджеты региональных территорий сегодня прогнозируются с дефицитом, наблюдается отток финансовых ресурсов, в том числе иностранных инвестиций. Состояние внутренних финансовых рынков сегодня также вызывает опасения:
- высока доля проблемных кредитов банковских организаций;
- регрессивные тенденции наблюдаются в сфере корпоративного кредитования – количество выданных организациям кредитов существенно сократилось.
Таким образом, ввиду объективной ограниченности внешних и внутренних финансовых ресурсов для реализации национальных проектов, эффективного развития государственно-частного партнерства сегодня большое значение имеет развитие отечественной экономики, повышение конкурентоспособности на международном рынке. Указанное актуализирует необходимость внедрения в систему финансового управления страны методов бюджетной политики, которые бы позволили обеспечить сбалансированность бюджетов бюджетной системы и финансовую поддержку бюджетов регионального и муниципального уровней. При этом в системе финансового управления особая роль отводится не только методам аккумулирования финансовых ресурсов бюджета, но и методам расширения перечня источников доходов бюджета.
Правовые основы управления временно свободными средствами бюджета
В соответствии с положениями бюджетного законодательства финансовая система функционирует в частности на принципе единства кассы. Этот принцип предполагает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат происходит с единого бюджетного счета. Единый бюджетный счет, в свою очередь, представляет собой специальный счет, а более конкретно, систему счетов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые открыты Федеральному казначейству в Центральном банке отдельно для каждого бюджета бюджетной системы в целях:
- учета бюджетных средств;
- реализации операций по поступлениям в бюджет;
- реализации операции по выплатам из бюджета.
Итак, единый бюджетный счет – это система банковских счетов казначейства в Центральном банке страны для реализации учета операций, которые связаны с бюджетными средствами в рублях, а также с бюджетными средствами других организаций в случаях, когда это предусмотрено законодательством.
Таким образом, единый бюджетный счет ежедневно консолидирует временно свободные ресурсы бюджетов страны. Финансовое состояние счета при этом характеризует:
- либо способность обеспечить расходные обязательства;
- либо недостаток ресурсов для их исполнения.
Временно свободные денежные ресурсы бюджета могут быть использованы для извлечения дополнительного дохода.
По общему правилу, извлечение прибыли для государства не приоритетная цель при реализации финансово-бюджетной деятельности, однако повышение доходности имеющихся ресурсов посредством применения различных методов и инструментов является одной из базовых задач Федерального казначейства при кассовом исполнении бюджета. Таким образом, с организационной точки зрения, управление временно свободными бюджетными ресурсами представляет собой бюджетные отношения по реализации полномочий органами публичного управления для:
- выполнения операций, направленных на получение доходов, на едином бюджетном счёте;
- обеспечения доходности иных временно свободных финансовых ресурсов бюджета;
- поддержки бюджетов регионального и муниципального уровня.
Управление временно свободными финансовыми ресурсами предполагает использование:
- только тех финансовых операций, которые предусмотрены действующим законодательством;
- осуществление которых входит в состав компетенции Федерального казначейства, а также в установленных законом случаях в компетенцию иных органов публичного управления.