Основные принципы демократического устройства общества – это система конституционно закрепленных положений, гарантирующих народовластие, формирование органов публичного управления посредством прямых и косвенных демократических процедур, функционирование органов публичного управления на принципах открытости прозрачности разделения властей для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности, ответственность органов публичного управления перед населением, законность и справедливость.
Основные принципы демократического устройства общества
Основным законом страны закреплен в ст. 3 основной принцип демократического устройства государственной власти в России, согласно которому население страны выступает единственным источником власти и может осуществлять ее через систему демократических процедур:
- прямых, как референдум или свободно организуемые и реализуемые выборы;
- косвенных, как представительство в органах публичного управления федерального, регионального и местного уровней.
Законодательная власть при демократической организации публичного управления вверяется законодательному органу, который, в свою очередь, всегда является органом представительным, что предполагает избрание населением его состава для выражения интересов соответствующих социальных групп или всего населения в целом. Так, высшим законодательным органом страны в соответствии с российской Конституцией является Федеральное собрание – двухпалатный парламент. Аналогичная модель складывается и на региональном и местном уровне: законодательное управления на региональном уровне реализуются представительными органами власти, акты местного нормотворчества также принимаются депутатами местных собраний.
Место регионального управления в основных принципах демократического устройства общества
Система государственного управления в стране реализуется на двух уровнях – федеральном и региональном. При этом система государственного управления характеризуется единством и строится на одних и тех же демократических принципах:
- суверенитет народа;
- демократические инструменты реализации политических прав, в том числе организации системы публичного управления (выборы, референдум и др.);
- разделение государственной власти на исполнительную, законодательную, судебную ветви и организация системы сдержек и противовесов для предотвращения узурпации власти одной из ветвей;
- удовлетворение потребностей личности, обеспечение ее прав как основная цель учреждения и функционирования механизма государственного управления и др.
При этом федеративное устройство государства предполагает определенную самостоятельность регионального управления в решении региональных вопросов, гарантирование регионам их конституционно-правового статуса.
Таким образом, система регионального управления формируется исходя из двух основных начал:
- институциональной самостоятельности региональных территорий;
- организации регионального управления на основе общефедеральных демократических принципов.
Специальное федеральное законодательство, регламентирующее общие начала организации исполнительных и законодательных органов региональной власти в качестве основных принципов их функционирования называет:
- целостность территории государства, единство государства;
- распространения суверенитета государства на все входящие в его состав территории;
- верховенство конституционного и федерального законодательства на всей территории страны;
- единство системы публичного управления;
- разделение публичного управления на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти для обеспечения баланса полномочий и исключения узурпации власти одним из органов публичного управления или должностным лицом;
- распределение предметов ведения между уровнями государственного управления – Федерацией и регионами;
- самостоятельность региональных органов управления в реализации собственных полномочий;
- гарантирование органам местного управления самостоятельности при реализации собственных полномочий.
Место местного управления в основных принципах демократического устройства общества
Конституционно закрепленное приоритетное направление для развития Российского государства – это построение подлинно демократического гражданского общества и правового государства. Муниципальное управление выступает необходимым инструментом взаимодействия населения и публичного управления. Местное сообщество посредством инструментов местного самоуправления самостоятельно решает вопросы, имеющие значения для благополучия местного сообщества, для его эффективного социально-экономического развития.
Потому муниципальное управление следует рассматривать в качестве необходимого элемента демократического устройства публичной власти в стране. Именно на уровне местных сообществ гражданин способен наиболее полно и непосредственно реализовать свои права, а властные структуры наладить обратную связь с населением для формулирования социального запроса и определения направлений социально-экономического развития и публичного управления.
Важно подчеркнуть, что реализация демократических принципов, в том числе и реализация местного управления на основе демократических принципов, во многом зависит и от активности населения, от осознания гражданской ответственности и собственной роли в будущем развитии муниципального образования.
Указанное актуализирует необходимость повышения прозрачности и открытости процессов публичного управления на местном уровне, в том числе гражданин должен иметь представление о том, как разрабатывается и утверждается политическое решение, об инструментах собственного участия в разработке, принятии и реализации управленческого решения. Здесь большая ответственность лежит на самих органов публичного управления, в руках которых сегодня сосредоточены необходимые финансовые и информационные ресурсы для выстраивания плотного взаимодействия с населением по всем важнейшим управленческим вопросам.