Город как объект управления
Город — это крупный населённый пункт, чьи жители заняты в основном не сельским хозяйством
Город представляет собой систему, управление которой требуют проведения ее структуризации. Город в качестве многофункционального сложного объекта характеризуется динамичностью, призванной обеспечивать удовлетворение важнейших жизненных потребностей населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в границах муниципального образования.
Управление городом предполагает формирование сложной системы управления, включающей в свой состав различные учреждения, организации, предприятия, оказывающие разнообразные муниципальные услуги, имеющие разные организационно-правовые формы и структуры управления. Город как объект управления подвержен постоянным изменениям, развивается и выдвигает новые требования к условиям и уровню жизни населения муниципального образования.
На сложность административно-территориального устройства города оказывают влияние различные факторы, в число которых можно включить площадь городской территории, численность населения города, структура городского хозяйства, разнообразие городской территории и так далее.
Город как объект управления характеризуется многофункциональностью, обусловленные наличием в его структуре 5 основных систем и подсистем.
Город включает в свой состав:
- во-первых, экологическую систему;
- во-вторых, транспортную систему;
- в-третьих, административно-территориальную систему;
- в-четвертых, производственно-хозяйственную систему;
- в-пятых, демографическую систему.
Городские подсистемы включают в себя следующие элементы:
- во-первых, градообразующую подсистему, в состав которых включаются транспорт, промышленность, наука, строительство, научное обслуживание;
- во-вторых, градообслуживающую подсистему, которая включает в себя отрасли нематериального производства, представленные хозяйствующими субъектами торговой сферы, сферы общественного питания, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и прочих обслуживающих сфер города;
- в-третьих, социальную подсистему, включающую в себя блоки профессионально-квалификационной структуры граждан муниципального образования, в разрезе рабочих, специалистов, служащих и так далее;
- в-четвертых, управленческую подсистему, представленную комплексом управленческих структур и общественных организаций, функционирующих на территории городского муниципального образования;
- в-пятых, пространственную систему, состоящую из природных ресурсов, районов жилой застройки, торговых, производственных, санитарно-защитных и других функциональных зон города.
Каждую отрасль системы города можно рассматривать в качестве сферы деятельности муниципальных органов власти и подсистемы общей системы управления муниципальным образованием и одновременно в качестве подсистемы более высокого уровня, то есть региональной или федеральной.
Муниципальные органы власти призваны координировать работу субъектов различных форм собственности посредством применения властных, административных, экономических механизмов.
Характеристика и назначение органов управления городом
Органы управления городом подразделяются по назначению и способу формирования. С этой точки зрения в систему органов управления городом входят:
- Выборный орган управления городом, призванный реализовывать законодательную власть на территории городского муниципального образования. Данный орган формируется в ходе прямых, всеобщих муниципальных выборов, проводимых посредством тайного голосования. Численный состав выборного органа управления городом зависит от численности населения муниципального образования. Выборный орган управления городом осуществляет нормотворчество на муниципальном уровне, принимая нормативно-правовые акты, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти на территории города, защищая права и законные интересы населения города;
- Глава города, который является должностным лицом высшего уровня на территории городского муниципального образования и может рассматриваться как орган муниципального управления. Глава города в зависимости от содержания городского устава может возглавлять законодательную или исполнительную власть на территории муниципального образования. В первом случае глава города исполняют в основном представительские функции и председательствует в выборном органе управления городом. В этом случае городские власти нанимают для осуществления исполнительной власти специалиста, действующего в рамках трудового контракта. Во втором случае глава города возглавляет исполнительную власть на территории городского муниципального образования в лице местной администрации;
- Исполнительный орган муниципального управления городом. Формирование данного органа власти осуществляется в соответствии с уставом города для осуществления практического управления городским хозяйством и развитием.
Указанные разновидности органов управления муниципальным образованием городского типа являются обязательными.
Помимо этого, городской устав может предусматривать формирование иных органов муниципального управления городом. К числу таких органов относится, например, контрольно-ревизионный орган, призванный осуществлять мониторинг и оценку финансовой стороны городского управления.
Также в систему городского управления включаются судебные органы, расположенные на территории муниципального образования. С точки зрения городского управления данные органы призваны выступать в качестве меры ограничения для законодательной и исполнительной власти на территории города.
Органы городского управления в совокупности обязаны представлять интересы населения городского муниципального образования, обеспечивать их защиту и развивать город в социально-экономическом плане.