Характеристика органов государственного управления в СССР
В качестве высшего исполнительного и распорядительного органа государственного управления, на который непосредственно возложены полномочия по управлению государством, выступает правительство. Форма государства, существующие традиции и иные факторы влияют на то, как именуется правительство в конкретной стране. Это может быть совет министров, кабинет министров и так далее. Руководство деятельностью этого органа возлагается на главу правительства, также именуемого различным образом в зависимости от конкретного государства. Примером таких наименований являются следующие: канцлер, премьер-министр, председатель совета министров, председатель кабинета министров, председатель правительства. В качестве членов правительства могут выступать его глава, руководители федеральных органов государственной исполнительной власти, помощники министров.
Функции высшего исполнительного и распорядительного органа государственного управления в СССР возлагались на Совет министров Советского Союза, аналогичные Советы министров только более низкого уровня создавались в союзных и автономных республиках, входивших в состав Советского Союза.
Управление отраслевыми направлениями государственной власти возлагалось на министерства Советского Союза, а также министерства союзных и автономных республик. На уровне краев, районов, областей, автономных областей, городских и сельских поселений действовали исполнительные комитеты, на которые возлагалось государственное управление на местах.
Система органов государственного управления в Советском Союзе была подотчетна и подконтрольна соответствующим органам власти, именуемым Советами депутатов трудящихся. Реализация принципа демократического централизма подразумевала непосредственное подчинение органов государственного управления более низкого уровня органом государственного управления более высокого уровня. В практике советского государственного управления широко применялся метод делегирования некоторых функций государственного управления общественным организациям – профсоюзом.
Практика советского управления и государственного устройства вступала в противоречие с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Существовало мнение, что население страны реализует власть во всей ее полноте посредством организации Советов депутатов трудящихся на различных управленческих уровнях.
К основным чертам органов государственного управления советского периода можно отнести следующие:
- действие только на основании и во исполнение законодательства;
- подотчетность и подконтрольность органов партийному управлению, осуществляемому либо коллегиальным способом, например, в виде пленумов или съездов, либо единоличным способом, например, первыми секретарями горкомов, райкомов, обкомов и прочего;
- нахождение в непосредственном подчинении вышестоящим органам государственного управления;
- действие строго в границах установленной компетенции;
- поощрение самостоятельности при достижении установленных целей только при условии соблюдения партийной идеологии.
Классификация органов государственного управления в СССР
Органы государственного управления в СССР можно классифицировать по нескольким признакам:
В соответствии с порядком образования советские органы государственного управления делились на две группы:
- во-первых, органы, предусмотренные текстом советской Конституции 1936 года. К числу этих органов относились Совет министров Советского Союза, Советы министров республик Советского Союза, министерства, комитеты, Госплан, управления и прочее. Данные органы создавались в порядке, установленном Конституцией;
- во-вторых, органы, не предусмотренные текстом советской Конституции 1936 года, создание которых осуществлялось в соответствии со специальными постановлениями уполномоченных органов государственного управления. К примеру, при Совете министров создавались органы государственного арбитража, телеграфного агентства Советского Союза, Академия наук и прочее.
В соответствии с порядком принятия управленческих решений советские органы государственного управления подразделялись на два вида:
- во-первых, коллегиальные органы государственного управления, к числу которых относились советы министров различных уровней и исполнительные комитеты;
- во-вторых, единоличные органы государственного управления, к числу которых относились министерства и ведомства.
В соответствии с территориальной сферой деятельности органов советские органы государственного управления делились на два вида:
- во-первых, центральные органы государственного управления, действие которых распространялось на всю страну, союзные и автономные республики, союзные министерства и ведомства;
- во-вторых, местные, к числу которых относились все нижестоящие органы государственной власти.
В соответствии с объемом компетенций советские органы государственного управления подразделялись на две группы:
- во-первых, органы государственного управления общей компетенции, на которые возлагались управленческие функции в отношении практически всех отраслей народного хозяйства;
- во-вторых, органы государственного управления отраслевой или специальной компетенции, на которые возлагались функции управления в рамках определенных отраслей или функционального назначения. К примеру, надзорные, контрольные и прочие.
В соответствии с источниками финансирования и способами распоряжения материальными средствами советские органы государственного управления делились на две группы:
- во-первых, бюджетные органы государственного управления, в отношении которых доходы-расходы определялись государственными органами управления вышестоящего уровня посредством утверждения смет;
- во-вторых, хозрасчетные, то есть обладавшие определенной имущественные и оперативное самостоятельностью, а также наличие материальной заинтересованности в результатах деятельности.