Понятие и источники финансирования расходов избирательных комиссий
Расходы избирательных комиссий – это целевые средства, выделяемые для финансирования работы избирательных комиссий различного уровня из соответствующих бюджетов.
Бюджеты различного уровня предусматривают статьи расходов, предназначенные для финансирования выборов, а, следовательно, и расходов избирательных комиссий.
В качестве главных распорядителей таких средств бюджетов выступают следующие виды избирательных комиссий:
- во-первых, Центральная;
- во-вторых, региональные;
- в-третьих, муниципальные.
Поскольку избирательные комиссии признаются государственными или муниципальными органами, финансирование их деятельности осуществляется из определенных бюджетов: так, расходы Центральной избирательной комиссии финансируются из бюджета федерального уровня, расходы региональных комиссий – солидарно из бюджетов федерального и регионального уровня, деятельность территориальных избирательных комиссий, функционирующих на постоянной основе – за счет средств муниципальных бюджетов.
Распоряжение денежными средствами, которые выделяются избирательным комиссиям для осуществления организации и проведения выборов, является обязанностью Председателей избирательных комиссий. Как результат, эта обязанность налагает на Председателей избирательных комиссий ответственность за целевой характер использования выделенных средств и соответствие сведений финансовой отчетности решениям комиссии относительно финансовых вопросов.
Избирательные комиссии обладают самостоятельностью в расходовании средств, полученных из бюджетов различных уровней с целью финансирования организации и проведения выборов. При этом законодательство предусматривает определенные направления расходования средств избирательных кампаний, зачастую в виде закрытого перечня. Средства, выделяемые избирательным комиссиям, носят целевой характер и могут быть использованы только по назначению.
Направления расходования средств избирательными комиссиями
Средства, выделяемые избирательным комиссиям с целью финансирования их деятельности, могут направляться на обеспечение следующих видов расходов:
- выплату вознаграждений членам избирательных комиссий, имеющих право решающего голоса, аппаратным работникам избирательных комиссий и иных структур в системе избирательных комиссий, в том числе дополнительных. Также средства направляются на финансирование выплат лицам, осуществляющим работу в избирательных комиссиях в соответствии с гражданско-правовыми договорами, и специалистам, которые направляются для осуществления контроля в составе избирательной комиссии;
- покупку и доведение до состояния эксплуатации технологического и иного оборудования, а также материальных ценностей, которые необходимы для проведения выборов и осуществления деятельности избирательных комиссий;
- расходы на транспорт, включая транспортные расходы по проведению выборов в отдаленных и труднодоступных местностях;
- расходы по доставке и хранению избирательной документации, по подготовке этой документации, ее уничтожению или сдаче в архив;
- командировочные и иные расходы, которые обусловлены организацией и проведением выборов, обеспечением функционирования избирательных комиссий;
- производство печатной продукции;
- осуществление деятельности в издательской сфере;
- обеспечение роста культуры избирателей в правовом плане;
- осуществление обучения организаторов выборов;
- применение средств автоматизации.
Также направления расходования средств избирательными комиссиями можно рассмотреть в разрезе двух направлений:
- во-первых, финансирование организации и проведения выборов различного уровня. Данное направление расходов включает в себя выплату вознаграждений лицам, входящим в состав избирательных комиссий, и персоналу аппарата этих комиссий;
- во-вторых, финансирование осуществления целевых программ федерального уровня, направленных на обеспечение выборов. Примером таких программ выступает автоматизированная система «Выборы», программа, направленная на рост правовой культуры избирателей и так далее.
Контроль расходов избирательных комиссий
Расходование средств, выделенных избирательным комиссиям, подлежит контролю со стороны вышестоящих избирательных комиссий. Так, участковым избирательным комиссиям необходимо в десятидневный срок с момента осуществления голосования сформировать и представить территориальным избирательным комиссиям отчет о поступлении и расходовании средств, выделенных на финансирование выборов. В свою очередь, территориальные избирательные комиссии представляют отчетность о поступлении и расходовании средств региональным избирательным комиссиям. Окружным избирательным комиссиям предоставляется срок в 35 дней с момента официальной публикации результатов выборов на представление отчета о поступлении и расходовании средств.
Региональные избирательные комиссии располагают сроком 50 дней с момента официальной публикации результатов выборов для представления отчетности о расходовании финансовых средств на организацию и проведение выборов в Центральную избирательную комиссию.
Деятельность Центральной избирательной комиссии по расходованию выделенных ей средств также контролируется, но не избирательными комиссиями, а палатами Федерального Собрания России. Центральной избирательной комиссии предоставляется трехмесячный срок, исчисляемый с момента официальной публикации результатов выборов, на формирование и представление финансового отчета в Парламент России.
Сведения о финансировании расходов избирательных комиссий носят открытый характер и подлежат официальной публикации в течении одного месяца с момента их представления палатам Парламента. Указанные сведения публикуются официальным печатным органом Центральной избирательной комиссии или средствами массовой информации, которым они передаются.