Организация выборов в СССР в период становления Советского государства
Организация выборов в СССР – это упорядоченная конституцией и положениями высшего законодательного органа Советского Союза деятельность по подготовке и непосредственному проведению выборов в органы публичного управления в условиях авторитарного и тоталитарного политических режимов.
Закрепление результатов Февральской революции 1917 года требовало создания новой системы публичного управления и, соответственно, новой системы формирования органов публичного управления. Все публичное управление государством фактически было передано рабочему населению городов и сел и виднейшим представителям крестьянского сословия. Такой переход получил закрепление в Основном законе 1918 года. Единственным органом публичного управления в государстве признавались Советы депутатов – представителей рабочего, солдатского и крестьянского населения страны. Советы функционировали в период съездов; когда их сессии заканчивались, власть переходила к исполнительным комитетам. Верховная власть в государстве принадлежала Всероссийскому съезду, между его сессиями – Всероссийскому центральному исполнительному комитету.
Основным законом Советской республики в 1918 году впервые в мировой истории был установлен трудовой избирательный ценз. Осуществлять активное и пассивное избирательное право могли только граждане Советского государства, отнесенные законом к категории трудящихся, это:
- граждане, которые добывали средства к существованию путем производительного или общественно полезного труда. Это были служащие или рабочие, занятые в промышленности, сельском хозяйстве и др.;
- крестьянское население, казаки, которые занимались земледелием, не используя при этом наемный труд для получения прибыли;
- граждане, которые вели домашнее хозяйство, обеспечивая тем самым возможность выполнять производительную или общественно полезную трудовую функцию;
- граждане, которые несли военную службу в армии или на флоте;
- граждане, которые ранее относились к одной из перечисленных категорий, но в настоящее время утратили частично или полностью трудоспособность.
Кроме трудового ценза, советское законодательство устанавливало возрастной ценз: реализовать свое пассивное или активное избирательное право могли граждане, которым на день выборов было восемнадцать и более лет. Избирать и быть избранным в качестве представителей рабочих и крестьян в советы местного уровня могли граждане младше восемнадцати лет, если такое предложение местного совета было одобрено центральной властью.
Избирательное право предоставлялось иностранным гражданам, которые прибыли на территорию Советского государства для того, чтобы выполнять трудовую функцию или заниматься сельским хозяйством без привлечения наемного труда.
Советское законодательство устанавливало запрет на дискриминацию по расовому, национальному признаку, вероисповеданию при реализации избирательных прав.
Имущественный ценз, лишивший фактически при самодержавии рабочих и крестьян возможности представительства в органах публичного управления, был отменен.
При этом первая из организованных советским государством избирательных систем была косвенная (многоуровневая) система выборов: представители населения высших органов публичного управления (Всероссийский съезд) избирались представителями населения на съезде губернского и городского уровней. Двадцать пять тысяч граждан на съезде городского уровня представлял один депутат, сто двадцать пять тысяч – на съезде губернского уровня. Кроме того, сельское население избирало своих представителей во Всероссийский съезд посредством четырехуровневой системы, городское – посредством двухуровневой. Таким образом, установленная система выборов отражала интересы городского населения – рабочих. Прямое волеизъявление граждан предусматривалось только на выборы в городские советы и сельские советы. Население было наделено правом отозвать своего представителя, если он не реализовал возложенных на него функций.
Объединение Советского государства с другими советскими республиками и учреждениями Советского Союза вызвало необходимость принятия союзной конституции. Эта конституция во многом носила рамочный характер, и организация избирательной системы не получила здесь закрепления. Однако в специальном законодательстве произошли изменения, в частности, перечень категорий граждан, которые могли быть лишены избирательного права, был расширен.
Реформирование системы организации выборов в СССР
Новая Конституция Советского Союза принята в 1936 году предусмотрела в качестве политической базы устройства государства Советы депутатов трудящихся и стремилась, в том числе для интеграции в мировое сообщество, закрепить демократические основы общественного и государственного устройства. Впервые в стране были введены прямые выборы. Лица, которые ранее по политическим соображениям, были лишены избирательных прав, вновь наделялись ими. Вводилось всеобщее равное право избирать и быть избранным. Выдвигать кандидатуру в качестве представителя населения органов публичного управления, голосовать за представители могли все граждане, которые достигли возраста восемнадцати лет. Ограничения касались только умалишенных и лиц, которые по решению суда были приговорены к лишению избирательного права. Выдвигать кандидатов в депутаты имела права общественная организация. Победившим признавался кандидат, за которого отдало абсолютное большинство голосов советское население.
Организация выборов в высшие органы публичного управления предполагала учреждение избирательных округов. Такие избирательные округа формировались исходя из численности населения без учета численности избирателей. От каждого избирательного округа в орган публичного управления направлялся один кандидат. Депутаты несли за свою деятельность персональную ответственность и могли быть отозваны.
Конституция Советского государства 1977 года подчеркивала, что вся власть принадлежит народу, и вводила новые формально демократические институты, в частности, референдум.