Сущность организации участка для выборов
Организация участка для выборов – это процедура формирования и оборудования места, предназначенного для осуществления голосования в ходе выборов и последующего определения результатов выборов.
В соответствии с российским законодательством в стране применяется единые избирательные участки для всех видов выборов, которые проводятся на определенной территории. Эти же избирательные участки могут использоваться и при проведении референдумов.
Образование избирательных участков для выборов согласуется с соответствующими территориальными комиссиями. Образование избирательных участков осуществляется главами муниципальных администраций муниципальных районов, городских округов внутригородских территорий городов федерального значения, руководителями территориальных органов исполнительной власти городов федерального значения (в случае, если это предусмотрено региональным законодательством).
При формировании избирательного участка для осуществления выборов решающее значение имеет численность избирателей, которые зарегистрированы на территории этого участка. Законодательством предусмотрен максимальный норматив избирателей на один избирательный участок – не более 3000 человек.
При создании избирательных участков учитываются местные и иные условия, призванные обеспечить максимально комфортную среду для волеизъявления избирателей.
Законодательство не допускает пересечение границами избирательных участков границ избирательных округов.
Порядок пересмотра перечня и границ избирательных участков
При превышении численности избирателей на избирательном участке показателя в 3100 человек законодательство предусматривает необходимость уточнения перечня избирательных участков, их границ.
Уточнение перечня и границ избирательных участков проводится в следующих случаях:
- во-первых, при изменении границ, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
- во-вторых, при сокращении численности избирателей, имеющих регистрацию на территории данного избирательного участка (до 50 человек);
- в-третьих, при необходимости сокращения максимальной численности избирателей на конкретном избирательном участке до 1500 человек;
- в-четвертых, при необходимости увеличения максимального количества избирателей на конкретном избирательном участке до 3000 человек;
- в-пятых, для обеспечения избирателям наиболее удобных условий для их волеизьявления с учетом ввода в эксплуатацию нового жилья или необходимости замены помещений для голосования.
Уточнение по трем последним основаниям может приниматься не чаще одного раза в пять лет. Также законодательство предусматривает, что в трех последних случаях увеличение количества избирательных участков в пределах муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, требует обязательного согласования этого решения с избирательной комиссией регионального уровня и последующего согласования с Центральной избирательной комиссией России. В ходе избирательной кампании федерального уровня недопустимо принятие решений такого содержания.
Решение относительно уточнения перечня и границ избирательных участков должно приниматься до начала периода избирательной кампании. Исключительные случаи допускают такое уточнение в срок не позднее, чем за 70 дней до момента голосования.
Особые случаи организации участков для выборов
Организация избирательных участков для российских граждан, которые находятся за пределами российского государства, осуществляется руководителями дипломатических представительств или консульств на территории соответствующих стран в сроки, установленные федеральным законодательством. При организации таких участков допускается не учитывать требования относительно численности избирателей.
Особые сроки организации участков для выборов предусмотрены для ряда мест временного пребывания граждан, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, больницы, санатории, дома отдыха;
- во-вторых, вокзалы, аэропорты;
- в-третьих, места содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых.
Для указанных мест организация участка для выборов осуществляется в срок не позднее чем за 30 дней до момента голосования, при этом законодательство допускает исключение, требующее согласования с вышестоящей комиссией, когда срок организации участка сокращается до 3 дней до голосования.
Аналогичные правила распространяются на участки, расположенные в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в момент голосования в плавании, полярных станциях. В этом случае организация избирательных участков может согласовываться с такими лицами как капитаны судов, судовладельцы, начальники полярных станций, руководители иных объектов, которые расположены в отдаленных и труднодоступных местностях.
Указанные участки подлежат включению в состав избирательных округов по местам их расположения или местам приписки судов. При проведении выборов федерального уровня порядок отнесения участков к избирательным округам может быть изменен.
Для голосования военнослужащих применяется общий порядок организации избирательных участков. При этом воинские части могут формировать избирательные участки силами командиров воинских частей в предусмотренных законодательством случаях.
Информация об участках для выборов
Информация об участках для выборов подлежит обязательной публикации. Обязанность этой публикации возлагается на главу муниципальной администрации муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. Публикации подлежит следующая информация:
- во-первых, список избирательных участков;
- во-вторых, перечень населенных пунктов, входящих в состав одного избирательного участка;
- в-третьих, номера и местонахождение участковых комиссий и помещений, в которых осуществляется голосование.
Публикация должна осуществляться как минимум за 40 дней до момента голосования.