Понятие, сущность и виды контроля избирательных комиссий
Контроль избирательных комиссий – это деятельность, направленная на отслеживание действий избирательных комиссий по организации и проведению различных форм волеизъявления граждан в виде выборов и референдумов.
Контроль избирательных комиссий выступает в качестве важнейших гарантий свободы и честности проведения выборов и референдумов на территории страны. Основное назначение контроля избирательных комиссий состоит в обеспечении достоверности проводимых выборов.
По мнению специалистов, организация и проведение справедливых и честных выборов абсолютно неосуществима без соответствующего контроля каждой стадии избирательного процесса и работы избирательных комиссий.
Осуществление контроля требуется в наиболее жесткой форме на заключительной стадии избирательного процесса, подразумевающей подсчет голосов избирателей, определение итогов голосования и результатов выборов в целом.
С одной стороны, избирательные комиссии являются органом, деятельность которых направлена, в том числе, и на осуществление контрольных мероприятий за ходом избирательной кампании, избирательных действий и выборов. Однако, с другой стороны, сами избирательные комиссии нуждаются в контроле их деятельности, обеспечивающем их независимость, беспристрастность и честность при организации и проведении выборов.
Таким образом, избирательные комиссии выступают в качестве субъектов и объектов контроля одновременно. С одной стороны, деятельность избирательных комиссий контролируется ее председателем, заместителем председателя и секретарем, что обеспечивает реализацию внутреннего контроля, с другой стороны деятельность нижестоящих избирательных комиссий контролируется вышестоящими избирательными комиссиями, которые в обязательном порядке осуществляют рассмотрение жалоб и заявлений по нарушениям, замеченным в работе избирательных комиссий.
Помимо этого, деятельность избирательных комиссий контролируется независимыми наблюдателями, представляющими кандидатов, избирательные объединения, общественные объединения. Эта форма контроля представляет собой общественный контроль, направленный на оценку соблюдения законодательства в области выборов в ходе голосования избирателей, подведения итогов и результатов выборов, оформления документации по итогам выборов.
Роль наблюдателей в контроле деятельности избирательных комиссий
Наблюдатели как субъекты контроля избирательных комиссий является относительно новым институтом избирательной практики Российской Федерации. Первый раз данный термин официально был упомянут в Положении о выборах депутатов Государственной Думы РФ 1993 года. В дальнейшем правовую основу деятельности наблюдателей составляли нормативные акты, издаваемые ЦИК России. В настоящее время статус наблюдателей закреплен в федеральном и региональном законодательстве по вопросам выборов.
В качестве наблюдателя деятельности избирательных комиссий и хода выборов могут выступать:
- российские граждане;
- иностранные граждане.
Для получения статуса наблюдателей эти граждане должны быть направлены для наблюдения за деятельности избирательных комиссий и проведением выборов со стороны:
- отдельных кандидатов;
- избирательных объединений;
- общественных объединений;
- групп избирателей;
- зарубежных организаций, имеющих международный, национальный правительственный и неправительственный статус;
- частных лиц.
Контрольная деятельность наблюдателей направлена на следующие действия избирательных комиссий:
- во-первых, соблюдение процедуры голосования;
- во-вторых, осуществление подсчета голосов избирателей;
- в-третьих, составление документации по итогам выборов;
- в-четвертых, подведение и публикация итогов выборов.
Всю совокупность наблюдателей за деятельностью избирательных комиссий можно разделить на две составные части:
- внутренние наблюдатели, то есть те наблюдатели, которые являются российскими гражданами;
- внешние наблюдатели, то есть те наблюдатели, которые являются иностранными гражданами.
Правовой статус и тех, и других наблюдателей достаточно схож, однако имеет место некоторые различия. Главным объединяющим фактором выступают:
- во-первых, возможность осуществления контроля законности процедуры голосования и подведения ее итогов;
- во-вторых, строгое ограничение рамок и границ деятельности наблюдателей, допускающихся помещение для голосования только в день его проведения.
Лицо наделяется полномочиями наблюдателя в письменной форме. В направлении для наблюдения за ходом выборов и действия избирательной комиссии указываются следующие сведения о наблюдателе:
- его фамилия, имя и отчество;
- место его жительства;
- номер конкретного избирательного участка, где должен действовать наблюдатель.
Наблюдатель в обязательном порядке должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность.
Законодательство определяет право наблюдателя на присутствие в помещении для голосования в день выборов на протяжении всего времени работы участковых избирательных комиссий, завершающегося подписанием протокола с результатами выборов.
Наблюдатели наделены следующими правами:
- участие в осмотре помещения для голосования и технических средств, применяемых для его осуществления;
- проверка кабин для голосования;
- ознакомление со списком избирателей;
- нахождение в помещении, где осуществляется голосование на конкретном избирательном участке;
- осуществление контроля выдачи избирательных бюллетеней;
- сбор промежуточной информации о явке на выборы;
- наблюдение за процедурой подсчета голосов и гашения бюллетеней;
- контроль заполнения протокола голосования и так далее.
При этом наблюдатель не имеет права осуществлять вмешательство в деятельность избирательных комиссий, препятствовать гражданам в их волеизъявлении, нарушать тайну голосования.