Понятие агитации на муниципальных выборах
Агитация на муниципальных выборах – это деятельность, которая осуществляется во время проведения избирательной кампании и нацелена на побуждение избирателей к участию в голосовании за определенного кандидата, список кандидатов или против них.
Такое толкование предвыборной агитации представлено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Указанный федеральный закон предоставляет гражданам гарантию права на получение и распространение сведений о муниципальных выборах.
Содержание информационного обеспечения муниципальных выборов подразумевает под собой следующие действия:
- во-первых, информирование избирателей;
- во-вторых, осуществление предвыборной агитации;
- в-третьих, обеспечение осознанного волеизъявления граждан, гласности выборов.
Виды предвыборной агитации на муниципальных выборах
Законодательством предусмотрен перечень видов агитации на муниципальных выборах. К числу таких видов агитации на муниципальных выборах относятся:
- во-первых, призыв отдать голоса за конкретного кандидата или кандидатов, их списки либо голосовать против них;
- во-вторых, выражение предпочтения по отношению к конкретному кандидату или партии, содержащее указание на то, каким будет выбор определенного избирателя при голосовании;
- в-третьих, описание потенциально возможных последствий, наступление которых возможно при избрании или неизбрании определенного кандидата или списка кандидатов;
- в-четвертых, распространение информации, преимущественно содержащей сведения относительно конкретного кандидата или кандидатов, партии в сочетание с негативными или позитивными комментариями;
- в-пятых, деятельность, которая способствует формированию отрицательного или положительного отношения электората к партии, выдвинувшей кандидата, кандидату или их спискам;
- в-шестых, распространение сведений относительно деятельности кандидатов, которые не связаны с исполнением ими должностных и служебных обязанностей.
Различают несколько способов проведения агитации на муниципальных выборах:
- во-первых, распространение сведений через средства массовой информации, в том числе телевидение, радио и периодические издания;
- во-вторых, проведение публичных мероприятий агитационного назначения;
- в-третьих, выпуск и распространение аудиовизуальных, печатных и прочих материалов агитационного назначения;
- в-четвертых, иные методы, которые не запрещены законом.
Определение содержания, методов и форм агитации на муниципальных выборах осуществляется самостоятельно кандидатам, избирательным объединением или инициативной группой. Указанные лица или объединения могут привлекать для осуществления агитации иных лиц в порядке, предусмотренном законодательством.
Запреты, установленные в отношении агитации на муниципальных выборах
При проведении агитации часто допускаются нарушением ее порядка. С целью предотвращения таких нарушений законодательство предусматривает ряд запретов в сфере агитации на муниципальных выборах. К числу таких запретов относятся следующие:
- во-первых, участие в агитации, выпуске и распространении агитационных материалов запрещено органам государственного управления федерального и регионального уровня, прочим органам государственного управления, органов муниципального управления;
- во-вторых, в проведении агитации, выпуске и распространении материалов агитационного характера не должны участвовать лица, замещающие выборные или государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, лица, являющиеся членами органов управления организаций различных форм собственности;
- в-третьих, не могут участвовать в агитационных мероприятий благотворительные и религиозные организации, а также те организации, в отношении которых эти организации выступают учредителями;
- в-четвертых, участие в агитации запрещено комиссиям, имеющим право решающего голоса, и их членам;
- в-пятых, к участию в агитации нельзя привлекать иностранных граждан, лиц, не имеющих гражданства, иностранных юридических лиц;
- в-шестых, также не допускается проведение агитации международными организациями и международными общественными движениями;
- в-седьмых, принимать участие в агитации не имеют права представители организаций, которые осуществляет выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими деятельности профессионального характера;
- в-восьмых, к агитации не могут привлекаться лица, по которым имеет место решения суда о нарушении ограничений участия в агитации.
Также законодательство предусматривает следующие ограничения в отношении агитации на муниципальных выборах:
- во-первых, наличие призывов к совершению действий экстремистского характера или преступлений в любой агитации партий и кандидатов, включая агитацию через сеть Интернет;
- во-вторых, содержание в агитации сведений, которые унижают или показывают в негативном свете религиозные, национальные, профессиональные и прочие группы людей;
- в-третьих, использование символики нацистского содержания;
- в-четвертых, использование символики, схожей по содержанию с нацистской символикой.
При проведении агитационных мероприятий на муниципальных выборах следует учитывать запрет на использование материалов, порочащих достоинство и честь других кандидатов и партий. Кандидатам запрещается агитировать против других кандидатов и партий, создавать их негативные образы, распространять сведения, которые могут привести к формированию негативного образа, прогнозировать возможные негативные последствия избрания конкурентов.
Сроки проведения агитации
Сроки проведения агитации именуют агитационным периодом. Агитационный период – это время проведения агитации на законных основаниях. Таким периодом считается момент со дня выдвижения кандидата до 0 часов суток, предшествующих последнему дню перед голосованием.
В день, предшествующий голосованию, агитация запрещена.