Организация муниципального хозяйства – это направление муниципального управления, обеспечивающее развитие хозяйства муниципальной территории для удовлетворения потребностей местного населения посредством разработки и реализации стратегий, программ и мероприятий по формированию условий для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере сельского хозяйства, привлечения инвестиций, модернизации инфраструктуры, инновационного развития территории.
Значение организации муниципального хозяйства
Выстраивание публичного управления на демократических началах требует разработки и внедрения новых механизмов организации и управления экономикой страны, в том числе хозяйством на федеральном, региональном и местном уровнях.
Муниципальное хозяйство – это важнейшая сфера общественной жизни местного сообщества:
- развитое муниципальное хозяйство обеспечивает источники доходов местного бюджета и, как следствие, благосостояние местного населения;
- развитое муниципальное хозяйство привлекает на территорию местного сообщества инвесторов, что позволяет эффективно модернизировать и развивать производство, сельское хозяйство и пр.;
- муниципальное хозяйство позволяет местному сообществу реализовать трудовые права и предпринимательские права, а значит самостоятельно обеспечивать удовлетворение собственных нужд, что, в свою очередь, снижает необходимость адресной социальной поддержки со стороны государства и др.
Проблемы организации муниципального хозяйства
В теории и практике муниципального управления перманентно подчеркивается необходимость поддержки и развития муниципального хозяйства и его эффективной организации. На муниципальном уровне разрабатываются и реализуются программы поддержки малого и среднего предпринимательства, обновления инфраструктуры местного сообщества и прогрессивные действия по иным направлениям муниципального хозяйства. Однако наличие объективных и субъективных негативных причин препятствует эффективной организации муниципального хозяйства, к числу таких причин относятся:
- отсутствие эффективно функционирующей системы распределения полномочий в области организации и поддержки муниципального хозяйства и ответственности за реализацию таких полномочий между органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней;
- отсутствие эффективной системы распределения имущества, находящегося в федеральной, региональной и местной собственности, для оптимизации реализации публичных полномочий органами власти на всех уровнях;
- отсутствие у большинства муниципальных образований собственных финансовых ресурсов для реализации программ развития муниципального хозяйства;
- отсутствие у большинства муниципальных образований собственной финансовой основы и, как следствие, необходимость привлечения финансовых ресурсов других уровней бюджетной системы страны, что, в свою очередь, порождает задолженность по среднесрочным займам и перебои с финансированием по реализации государственных программ;
- сложные бюрократические системы финансирования важнейших социальных сфер – образовательной, здравоохранительной, социального обеспечения и др.;
- отсутствие необходимого профессионального уровня муниципальных служащих и, как следствие, недостаточная эффективность муниципального управления;
- использование неэффективных в условиях рыночной экономики механизмов и инструментов публичного управления;
- распространение коррупции в системе муниципального управления и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств;
- отсутствие надлежащих материально-технической базы и информационно-технического обеспечения системы местного самоуправления.
Основные направления организации муниципального хозяйства
В качестве наиболее эффективного механизма организации муниципального управления в современной практике используется программно-целевой метод. Такой метод организации управления муниципальным хозяйством предполагает, что органы местного самоуправления посредством процедур планирования и прогнозирования связывают цели социально-экономического развития местной территории с теми ресурсами, которые у них наличествуют и с теми, которые могут быть объективно привлечены для реализации поставленных целей.
В качестве приоритетных направлений развития муниципального хозяйства посредством использования программно-целевого метода необходимо выделить:
Обеспечение трудовых прав местного сообщества посредством поддержки занятости. Иными словами, усилиями муниципального управлением должны формироваться новые рабочие места, в частности, посредством поддержки предпринимательских инициатив, а также усилиями муниципального управления должно обеспечиваться сохранение уже существующих рабочих мест, в частности, посредством предоставления помощи местным предпринимателям в условиях экономической нестабильности. Кроме того, органы местного самоуправления должны формировать среду для профессионального развития местного сообщества, в том числе для получения дополнительного образования, переобучения и др.;
Поддержка субъектов предпринимательства малого и среднего уровней, формирование среды для эффективного развития такого предпринимательства. Это направление должно выступать в качестве центрального при организации муниципального хозяйства, поскольку развитие местного предпринимательства решает важнейшие задачи публичного управления:
- обеспечивает занятость населения, реализацию населением предпринимательских прав и, как следствие, обеспечивает финансовую самостоятельность и независимость населения;
- позволяет на местном уровне обеспечить потребности населения в соответствующих продуктах и услугах;
- является важнейшим источником доходов бюджета;
- развитие предпринимательства всегда влечет за собой формирование благоприятного инвестиционного климата;
Адресная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в наиболее перспективных с точки зрения развития местного сообщества отраслях. Это, в первую очередь, касается непроизводственной сферы, инновационного производства;
Обеспечение экономики муниципального образования необходимой инфраструктурой и др.