Организация государственной гражданской службы в РФ – это система организационных, финансовых, законотворческих и иных мероприятий, направленных на обеспечение государственного механизма служащими, обладающими необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками для реализации функций и задач публичного управления в конкретном органе на конкретной должности.
Значение и эволюция организации государственной гражданской службы в РФ
Значение эффективной организации государственной службы во всяком государстве имеет важнейшее значение, поскольку именно от профессионализма, добросовестности, инициативности и ответственности служащих, обеспечивающих работу государственного аппарата, зависит успешность реализации задач публичного управления и в конечном итоге благосостояние населения, уровень развития экономики и социальной сферы.
С распадом Советского государства и становлением демократического правового режима и гражданского общества в России связан процесс реформирования общественно-политического устройства, в том числе реформирования системы государственного управления и государственной службы в частности.
Административная реформа в области государственной гражданской службы разрабатывается и реализуется в России фактически с момента принятия действующей Конституции в 1993 г., и при этом не теряет своей актуальности повестка реформа, поскольку задача формирования оптимальной системы государственной службы по-прежнему не решена. Итак, реформирование государственной гражданской службы в России преследует следующие основные цели:
- выстраивание новой модели государственной службы, соответствующей принципам демократического государства и гражданского общества. Иными словами, государственная служба должна восприниматься как инструмент осуществления прав и свобод личности, она должна быть ориентирована на партнерские отношения с населением, что, в свою очередь, требует повышения сервиса предоставления государственных услуг, повышения коммуникативных навыков государственных служащих, в том числе в информационном пространстве;
- преодоление коррупции. Названная цель не теряет своей актуальности, хотя на государственном и муниципальном уровнях предпринимаются значительные усилия законотворческого, организационного, финансового и иного характера по противодействию коррупции. Однако по-прежнему высоко число государственных гражданских служащих, реализующих свои служебные полномочия в личных интересах. Коррупция в системе государственной гражданской службы замедляет экономический рост, не дает развиваться предпринимательству и конкуренции, сокращает эффективность функционирования государства – задачи публичного управления остаются нерешенными и общество теряет доверие к государственному механизму;
- преодоление бюрократизма. Важно отметить, что государство предпринимает шаги по сокращению численности государственного аппарата, однако сохранение жесткой иерархии и необходимость привлечения в систему публичного управления узких специалистов не позволяет решить поставленную задачу;
- повышение эффективности исполнение служащими своих служебных обязанностей. Необходимость привлечения специалистов высокого уровня остро стоит перед современной системой государственного управления, поскольку она сталкивается с такими трудностями, как текучесть кадров, неэффективная система оплаты труда (оплата труда не увязана с эффективностью), конкуренция с частным сектором за трудовые ресурсы и др.
Характеристика организации государственной гражданской службы РФ на современном этапе
Правовые основы организации государственной гражданской службы в РФ на современном этапе составляют следующие нормативно-правовые акты:
- Основной закон страны, который закрепляет важнейшие принципы учреждения и функционирования института государственной службы в стране. Каждому гарантируется право на участие в публичном управлении, а также равная доступность должностей государственной службы для всего населения страны;
- специальные федеральные законы, в том числе закон, устанавливающий основы системы государственной службы в стране, основы гражданской службы в стране, иные федеральные законы;
- региональное законодательство, регламентирующие вопросы государственной службы в регионах.
Организация государственной гражданской службы реализуется на следующих основных началах:
- гражданская служба на территории государства характеризуется в качестве единой системы. При этом содержание деятельности разграничивается, исходя из объектов управления, между федеральным и региональным уровнями;
- обеспечение равного доступа населения к должностям гражданской службы посредством недопущения дискриминации и установления единых требований к специальным знаниям, профессиональным навыкам, опыту профессиональной деятельности. Непосредственная реализация названного принципа происходит при конкурсном отборе кандидатов для замещения должностей службы;
- организация и реализация государственной службы на принципы законности, приоритета прав и свобод личности. Это требование предполагает, что весь государственный аппарат должен ориентироваться на достижение социально полезных целей, для которых он создавался – удовлетворения потребностей населения. Потому служащие должны реализовывать свои обязанности, исходя из тех целей и задач, которые стоят перед органом, где они проходят службу, в полном соответствии с требованиями закона, не допуская конфликта интересов, коррупции и иных негативных аспектов и др.;
- открытость, прозрачность организации и реализации гражданской службы. Сегодня, когда происходит информатизация всех сфер общественной жизни, этот принцип приобретает особое значение: крайне важно в современных условиях обеспечить доступ населения к управленческим процессам, в том числе включить население в разработку и реализацию управленческих решений на всех уровнях публичной власти.