Общий подход к организации государственного управления
Современное государственное управление в России находится на стадии глубокого административного реформирования, основная цель которого сводится к построению эффективной системы государственной власти.
Государственное управление организуется в соответствии с двумя основными принципами:
- во-первых, принципом отраслевого управления. Содержание данного принципа сводится к тому, что направления государственного управления выстраиваются по отраслям народного хозяйства (к примеру, управление сельским хозяйством, управление здравоохранением и так далее). В этом смысле отрасль государственного управления – совокупность органов управления, обусловленная общностью управляемого объекта и подчиненная определенному министерству;
- во-вторых, принципом межотраслевого управления. Содержание данного принципа сводится к тому, что управление осуществляется органами, обладающими правом осуществления надведомственного контроля по отношению к управляемым объектам. Органы представляющие данный принцип управления регулируются общие вопросы, не относящиеся к ведению конкретного отраслевого управления. Примером такого органа является Федеральная антимонопольная служба.
Принципы организации государственного управления и структура федеральных органов исполнительно власти
В основу осуществления государственного управления заложены следующие принципы:
- во-первых, система органов федеральной исполнительной власти включает в свой состав только министерства, службы и агентства федерального уровня;
- во-вторых, функции органов федеральной исполнительной власти подлежат четкому и строгому разграничению;
- в-третьих, за каждым органом федеральной исполнительной власти Президентом и Правительством России закрепляются конкретные функции;
- в-четвертых, координация и контроль деятельности подведомственных служб осуществляется министерствами федерального уровня;
- в-пятых, координация и контроль деятельности неподведомственных служб осуществляют непосредственно Президент и Правительство России.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает в свой состав следующие группы:
- федеральные органы исполнительной власти, которые объединены ведомственной подчиненностью конкретному министерству и предназначены для реализации конкретной функции государственного управления (так, в подчинении Министерства финансов России находятся такие федеральные службы, как налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, казначейство);
- самостоятельные органы исполнительной власти, не подведомственные какому-либо министерству (к примеру, Федеральная антимонопольная служба и прочие).
Управление органами исполнительной власти возложено на Президента и Правительство России, которые в отношении самостоятельных органов осуществляют это руководство непосредственно, в отношении подведомственных – через соответствующих министров.
Функции исполнительной власти
Федеральные органы исполнительной власти предназначены для выполнения следующих функций:
- проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по поставкам товаров, оказанию услуг или выполнению работ, требующихся для обеспечения функционирования каждого конкретного органа исполнительной власти;
- проведение конкурсов с целью заключения государственных контрактов на размещение государственного заказа по научно-исследовательским работам;
- получение и распоряжение бюджетными средствами, предназначенными для финансирования деятельности органа исполнительной власти;
- осуществление приема физических лиц – граждан России, обеспечение полного и своевременного рассмотрения их обращений, направления ответов на обращения;
- предоставление разъяснений органам государственного и муниципального управления, организациям и гражданам в пределах своей компетенции;
- обеспечение защиты государственной тайны;
- организация работы и обеспечение мобильной подготовки территориальных органов власти;
- организация профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
- взаимодействие с российскими, иностранными и международными органами государственной власти;
- осуществление контроля действий территориальных органов власти;
- привлечение научных организаций для проработки государственных вопросов;
- создание экспертных и совещательных органов в пределах своей компетенции;
- запрашивание и получение сведений, требующих для обоснованного принятия решений;
- осуществление архивной работы;
- организация конгрессов, семинаров, конференций, выставок и иных массовых мероприятий в пределах своей компетенции.
С правовой точки зрения федеральный орган исполнительной власти наделен статусом юридического лица, имеющего собственную печать и счета.
Регламент федеральных органов исполнительной власти
Действия федерального органа исполнительной власти регулируются регламентом, который устанавливает:
- общий порядок деятельности органа;
- порядок организации реализации полномочий;
- особенности планирования работы;
- порядок подготовки проектов нормативных актов, вносимых на рассмотрение Правительства России;
- порядок работы с парламентскими запросами, обращениями и запросами депутатов палат Парламента;
- порядок рассмотрения обращений организаций и физических лиц – граждан Российской Федерации;
- особенности раскрытия информации о деятельности федерального органа исполнительной власти и так далее.
Помимо основного регламента для исполнительного органа федерального уровня разрабатываются регламенты административного характера, определяющие порядок реализации отдельных государственных функций.