Организационные формы государственного управления – это внешнее выражение деятельности должностных лиц и органов государственного управления, реализуемой в рамках их компетенции, не предполагающей прямых правовых последствий и преследующей цели урегулирования отношений внутри системы государственного управления, внутри отдельного государственного органа.
Понятие формы государственного управления
Форма государственного управления представляет собой внешнее выражение управленческой деятельности, опосредующее функции и методы управления. Иными словами, если функция и методы управленческого воздействия составляют содержание управленческой деятельности, то ее внешнее выражение составляет формы управленческой деятельности. Такая форма может носить правовой и организационный (неправовой) характер.
Отсюда, форму государственного управления можно охарактеризовать как способ внешнего выражения содержания управленческой деятельности, реализуемой должностными лицами и органами.
В качестве основных характеристик категории формы государственного управления можно выделить следующие:
- это внешнее выражение деятельности должностных лиц и органов государственного управления по реализации функций и задач публичного управления;
- это деятельность должностного лица или государственного органа, которая реализуется для решения функций и задач на него возложенных в рамках предоставленной ему компетенции;
- это способ внешнего выражения управленческой деятельности, соответствующий конкретным целям и задачам публичного управление в определенный период.
Классификация форм государственного управления
Итак, главной формой государственного управления выступает повседневная деятельность государственных служащих или функционирование государственного органа. В свою очередь, формы внешнего выражения управленческой деятельности могут отличаться, в частности выделяют конклюдентную и словесную формы.
Кроме того, формы государственного управления могут подразделяться на:
- Правовые. Правовые формы представляют собой правовое выражение управленческой деятельности вовне, то есть юридические действия (бездействие) должностных лиц или органов исполнительной власти, которые осуществляются в рамках их компетенции и влекут прямые правовые последствия. Примерами правовых форм государственного управления является издание и применение правовых норм;
- Организационные (неправовые) формы государственного управления также являются внешним выражением управленческой деятельности должностных лиц и государственных органов, однако они не влекут прямых правовых последствий для неограниченного круга лиц или конкретного субъекта. Организационная форма государственного управления представляет собой инструменты упорядочения внутриорганизационных отношений, то есть отношений внутри государственного механизма, внутри отдельного государственного органа. Как правило, организационные формы государственного управления выступают инструментами обеспечения реализации основных функций и задач государственного управления, направленных вовне – на общественные отношения.
Понятие и виды организационных форм государственного управления
Организационные формы государственного управления представляют собой внешние способы выражения управленческого воздействия, направленного внутрь государственного механизма, то есть на урегулирование корпоративных отношений внутри государственного механизма, внутри отдельного органа. Они не влекут прямых правовых последствий и носят обеспечительный (дополнительный) характер к основной непосредственной управленческой деятельности должностного лица или государственного органа.
В свою очередь, организационные формы государственного управления могут представлять собой как непосредственные организационные действия, так и действия материально-технического характера.
К непосредственно организационной деятельности следует отнести такие направления деятельности должностного лица или функционирования государственного органа, как:
- организация и реализация приема физических и юридических лиц;
- организация координационной и контрольной деятельности, в том числе проведение совещаний для определения стратегических и оперативных целей, планирование непосредственной деятельности государственных служащих;
- информационное и исследовательское обеспечение управленческой деятельности, в том числе исследование и обобщение опыта управленческой деятельности по конкретному направлению, подготовка информационных материалов для обеспечения управленческих решений, подготовка методических рекомендаций для повышения эффективности конкретных направлений деятельности должностного лица или государственного органа;
- организация коммуникационных каналов с населением и СМИ, в том числе проведение пресс-конференций, внедрение информационных технологий для обеспечения возможности электронного обращения физических и юридических лиц и др.
Здесь необходимо отметить, что организационные действия всегда направлены на обеспечение более эффективной управленческой деятельности конкретного должностного лица, конкретного органа государственного управления и системы государственного управления в целом.
Материально-технические действия представляют собой действия по обеспечению необходимыми ресурсами управленческой деятельности, в том числе обеспечение транспортом, необходимыми техническими средствами, средствами связи должностное лицо, государственный орган. Они преследуют цель обеспечить эффективную реализацию функций публичного управления за счет формирования организационной и материально-технической базы системы государственного управления.
Для решения конкретных внутриорганизационных задач необходимо выбирать наиболее соответствующие таким задачам организационные формы государственного управления.