Организационное поведение – это поведение людей и их взаимоотношения внутри организации.
Организационное поведение как объект исследования
В современном обществе организационное поведение является важнейшим объектом исследования, способным оказать определяющее влияние на эффективность функционирования организации. Организационное поведение является не только объектом исследования, но и самостоятельной дисциплиной, ориентированной на проблематику поведения личности в условиях коллектива и организации. В качестве отличительной особенности организационного поведения как дисциплины можно обозначить его ярко выраженную практическую направленность. Организационное поведение в качестве области знаний дает возможность выявления поведенческих отношений персонала организации в целом и его отдельных работников, механизмов управления ими, способных обеспечивать положительные результаты работы.
Организационное поведение является междисциплинарным знанием, черпающим информацию из различных источников.
В настоящее время существуют разнообразные определения термина организационное поведение, к числу которых можно отнести следующие:
- коллективные и индивидуальные формы поведения людей, входящих в социальную организацию;
- поведение индивидов, их групп, структурных элементов организации и ее среды.
Классификация организационного поведения
Организационное поведение можно классифицировать по различным критериям, к числу которых следует отнести:
- во-первых, степень осознанности организационного поведения;
- во-вторых, тип субъектов организационного поведения;
- в-третьих, тип воздействия на субъектов организационного поведения;
- в-четвертых, последствия реализации типа поведения;
- в-пятых, форма протекания организационного поведения;
- в-шестых, цель организационного поведения.
По степени осознанности организационное поведение может быть:
- осознанное;
- неосознанное.
В соответствии с критерием типа субъектов организационного поведения оно может быть следующих видов:
- индивидуальное организационное поведение;
- групповое организационное поведение;
- ролевое организационное поведение;
- собственное организационное поведение.
По критерию типа воздействия на субъект организационного поведения выделяют следующие его виды:
- реактивное организационное поведение;
- конформное организационное поведение;
- ролевое организационное поведение.
В соответствии с критерием последствий реализации организационного поведения оно может быть следующих видов:
- конструктивное организационное поведение;
- деструктивное организационное поведение.
В соответствии с критерием формы протекания организационное поведение делится на следующие виды:
- кооперированное организационное поведение;
- конфликтное организационное поведение.
В соответствии с критерием целевой направленности организационное поведение может быть следующих видов:
- организационное поведение, направленное на достижения индивидуальных целей;
- организационное поведение, направленное на достижение групповых целей;
- организационное поведение, направленное на достижение общей организационных целей.
Особенности формирования организационного поведения
Руководство любой организации стремится к обеспечению эффективного функционирования этой организации, достижения её целей. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия с персоналом организации. Управление организации направленная на формирование организационного поведения, способствующего достижениям целей организации.
Формирование организационного поведения представляет собой деятельность, направленную на осуществление воздействия на следующие объекты и явления:
- во-первых, ценности, установки, наклонности и предпочтения индивидов, формирующиеся их сознанием;
- во-вторых, поведение людей в отношении физических объектов в условиях неожиданных социальных и информационных контактов;
- в-третьих, поведение команд, групп и иных объединений, характеризующихся общением лицом к лицу;
- в-четвертых, поведение организационных единиц в лице отделов, отделений, фирм, крупных концернов, поведение внешней и внутренней среды организации и так далее.
Современный менеджмент стремится к повышению внимания по отношению к человеческим ресурсам. К современному руководителю требуются такие знания и навыки, которые позволят эффективно управлять человеческими ресурсами, предотвращать конфликты, минимизировать стрессы, устранять организационные дисфункции.
Деятельность руководства организации по формированию организационного поведения подразумевает реализацию нескольких подходов:
- в основе одного подхода находится осуществление подбора персонала с определенными качествами, способными обеспечить гарантию желаемого для организации поведения со стороны ее сотрудников. Этот подход характеризуется определенной ограниченностью, обусловленной невозможностью нахождения людей, отвечающих необходимым характеристикам, невозможностью предсказать стереотипность поведения этих людей, изменением требований к поведению людей со стороны организации со временем;
- в основе другого подхода находится обеспечение влияния на поведение людей, осуществляющее модификацию их поведения в нужном для организации направлении. Основу этого подхода составляет способность человека к обучению, изменению своего поведения в соответствии с требованиями, которые к нему предъявляет организация.
При формировании организационного поведения следует понимать, что личность человека оказывает определяющее влияние на его действия и поведение в рамках организации.
Основными инструментами формирования организационного поведения выступают мотивация, критериальная основа и восприятие.