Организационно-правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг – это законодательно установленный порядок оказания государственных и муниципальных услуг органами государственного и муниципального управления населению муниципального образования и хозяйствующим субъектам.
Характеристика правовых основ предоставления государственных и муниципальных услуг
Правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг формирует Федеральный закон 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Основное назначение этого закона состоит в регулировании отношений, которые возникают в процессе оказания муниципальных и государственных услуг органами государственного и муниципального управления, иными субъектами, на которых возложено осуществление исполнительно-распорядительных полномочий государственного и муниципального управления.
Помимо этого, правовые основы закладываются и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок оказания государственных и муниципальных услуг.
Указанный Федеральный закон обеспечивает правовую регламентацию процедур и действий, которые осуществляются в процессе оказания муниципальных и государственных услуг. Данный нормативно-правовой акт обеспечивает рост качества и доступности государственных и муниципальных услуг, оказываемых органами государственного и муниципального управления. Также закон способствует упрощению процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Принятие данного Федерального закона способствовало преодолению пробелов в российском законодательстве, в части оказания муниципальных и государственных услуг, однако не все специалисты остались довольны содержанием данного закона.
С одной стороны, закон формирует фундамент для государственного и муниципального управления, четко регламентирует порядок оказания государственных и муниципальных услуг. С другой стороны, федеральным законом не определено само существо государственных и муниципальных услуг, отсутствует разграничение отношений, которые возникают при предоставлении государственных и муниципальных услуг, прозрачность финансовых потоков, обусловленных предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Также в качестве недостатка данного нормативного правового акта называют многочисленные проблемы разграничения компетенций уровней публичной власти и узость предмета правового регулирования.
Указанный нормативно-правовой акт определяет принципиальные основы осуществления государственных и муниципальных услуг, права и обязанности заявителей и органов, ответственных за предоставление муниципальных и государственных услуг, структуру административных регламентов, определяющих порядок оказания муниципальных и государственных услуг.
Федеральный закон должен способствовать:
- упрощению порядка оказания государственных и муниципальных услуг гражданам,
- сокращению времени на их оказание,
- реализации дополнительных возможностей для получения государственных и муниципальных услуг.
Структурно Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» включает в себя 7 глав, в том числе:
- общие положения,
- общие требования к предоставлению муниципальных и государственных услуг,
- порядок досудебного или внесудебного обжалования действий или бездействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных причастных лиц при оказании государственных и муниципальных услуг,
- административные регламенты,
- организационные основы предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры,
- порядок применения информационных и телекоммуникационных технологий при оказании муниципальных и государственных услуг, организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт,
- заключительные положения.
Организационные основы оказания государственных и муниципальных услуг
Огромным преимуществом Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стало создание многофункциональных центров, которые выступили в качестве субъекта, опосредующего взаимодействие различных органов государственного и муниципального управления и заявителей в процессе получения государственных и муниципальных услуг. Функционирование многофункциональных центров осуществляется в соответствии с принципом «одного окна», что обеспечивает однократное обращение заявителей с запросом о предоставлении государственной и муниципальной услуги и исключение его из дальнейшего взаимодействия различных органов государственного и муниципального управления в процессе оказания этой услуги. Введение многофункциональных центров существенно сократило время, финансовые и иные ресурсы, затрачиваемые на оказание государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, существенно упростился процесс получения государственных и муниципальных услуг для граждан и хозяйствующих субъектов.
Также существенным прорывом в организационных основах оказания государственных и муниципальных услуг стала возможность применения их электронной формы, которая позволяет не осуществлять непосредственно взаимодействие заявителей и органов муниципального и государственного управления даже в лице многофункциональных центров при обращении за получением государственной или муниципальной услуги.
В настоящее время организация оказания государственных и муниципальных услуг находится на высоком уровне, максимально отвечая потребностям населения в получении услуг, снижая возможность затягивания процесса оказания муниципальных и государственных услуг, препятствуя бюрократическим проволочкам и противодействуя коррупции.
Организационные основы оказания муниципальных и государственных услуг также обеспечивает соответствие этих услуг определенным стандартам качества за счет упорядочивания процесса их оказания на территории всей страны.
Организационные основы оказания муниципальных и государственных услуг призваны обеспечить единообразие предоставления этих услуг на территории всей страны, рост удовлетворенности населения и хозяйствующих субъектов оказанными услугами, сформировать положительный имидж властных органов у населения.