Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Организационно-правовое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Определение 1

Организационно-правовое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения – это организационные и правовые инструменты, призванные обеспечить экологичное и эффективное использование сельскохозяйственных земель в соответствии с их целевым назначением.

Сущность и значение рационального использования сельскохозяйственных земель

Организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения является актуальной проблемой на современном этапе общественного развития. Сельскохозяйственные земли составляют одну из основ устойчивого развития Российской Федерации в социально-экономическом плане.

Стратегическая значимость земель сельскохозяйственного назначения выражается в следующем:

  • во-первых, они формируют основу обеспечения продовольственной безопасности, выступающей одним из главных элементов национальной безопасности государства;
  • во-вторых, они составляют основу устойчивого развития российского агропромышленного комплекса, как следствие, поступательного развития и роста национальной экономики;
  • в-третьих, они выступают в качестве сферы существования и обеспечения роста качества и уровня жизни населения государства на основе создания экологически безопасной и биологически полноценной продукции.

Сельскохозяйственные земли подвержены негативному воздействию, под влиянием следующих процессов:

  • развитие эрозии;
  • заболачивание;
  • засоление;
  • опустынивание;
  • подтопление;
  • зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, карантинными растениями и сорняками.

Такие процессы приводят к выводу сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота, деградации сельскохозяйственных угодий.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения существуют в особом правовом режиме, который формируется обширной базой нормативно-правовых актов, включая Земельный, Гражданский, Водный, Лесной кодексы, Федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О землеустройстве», «О мелиорации земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянско-фермерском хозяйстве» и так далее.

«Организационно-правовое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Государственное регулирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения определяется Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации. Также определенные положения по рациональному использованию сельскохозяйственных земель включаются в Доктрину продовольственной безопасности России, Концепцию устойчивого развития сельских территорий, Стратегию устойчивого развития сельских территорий, Концепцию развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и так далее.

Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию сельскохозяйственных рынков также оказывает влияние на организационно-правовое обеспечение рационального использования сельскохозяйственных земель.

Организационно-правовое обеспечение предусматривает разработку мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природного ландшафта.

В системе организационно-правового регулирования существует проблемы недостаточного обеспечения защиты сельскохозяйственных земель, используемых сельскохозяйственным производством. К примеру, законодательство допускает возможность включения этих земель, включая особо ценные, в границе населенных пунктов, размещение на этих участках объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, а также связи.

Проблема организационно-правового регулирования рационального использования сельскохозяйственных земель

В сфере земельных отношений имеется множество проблем, которые нуждаются в организационно-правовом регулировании. К числу таких проблем можно отнести следующие:

  • во-первых, определение перечня надлежащих субъектов по использованию сельскохозяйственных земель;
  • во-вторых, совершенствование управления земельными ресурсами, входящими в состав сельскохозяйственных земель, включая управление землеустройством, кадастровым учетом, государственную регистрацию прав на сельскохозяйственные угодья, государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль;
  • в-третьих, совершенствование механизма предоставления сельскохозяйственных земель, а также их изъятия в случае неиспользования или использования, нарушающего земельное законодательство;
  • в-четвертых, обеспечение роста залоговой ликвидности земель сельскохозяйственного назначения.

Организационно-правовое регулирование вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в оборот

Организационно-правовое регулирование земельных отношений в последние годы ориентировано на обеспечение вовлечения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот. Особое внимание уделяется вопросу изъятия сельскохозяйственных земельных участков из оборота в случае их нецелевого использования или использования, нарушающего положения земельного законодательства. Сам по себе процесс изъятия сельскохозяйственных земельных участков в связи с нерациональным их использованием не всегда обеспечивает вовлечение этих участков в сельскохозяйственный оборот. Попытки продажи сельскохозяйственных земельных участков на публичных торгах могут быть не реализованы из-за отсутствия лиц, которые желают приобрести на заявленных условиях такие земельные участки. Органы государственной и муниципальной власти не всегда располагают достаточными бюджетными средствами, которые могли бы использовать для приобретения сельскохозяйственных земельных участков в государственную или муниципальную собственность.

Требуют организационно-правового регулирования вопросы обеспечения сбалансированности экономических условий для развития сельскохозяйственного производства и обеспечения эффективной работы в этом секторе экономики. Мера в этом направлении не находят реализации зачастую из-за дефицита бюджетных средств на региональном уровне, не позволяющим обеспечить доступ сельскохозяйственным производителям к кредитным ресурсам на выгодных условиях, сформировать необходимую производственную и транспортную инфраструктуру, устранить административные барьеры для получения государственной поддержки и так далее.

Дата последнего обновления статьи: 21.03.2025