Организационно-правовое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения – это организационные и правовые инструменты, призванные обеспечить экологичное и эффективное использование сельскохозяйственных земель в соответствии с их целевым назначением.
Сущность и значение рационального использования сельскохозяйственных земель
Организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения является актуальной проблемой на современном этапе общественного развития. Сельскохозяйственные земли составляют одну из основ устойчивого развития Российской Федерации в социально-экономическом плане.
Стратегическая значимость земель сельскохозяйственного назначения выражается в следующем:
- во-первых, они формируют основу обеспечения продовольственной безопасности, выступающей одним из главных элементов национальной безопасности государства;
- во-вторых, они составляют основу устойчивого развития российского агропромышленного комплекса, как следствие, поступательного развития и роста национальной экономики;
- в-третьих, они выступают в качестве сферы существования и обеспечения роста качества и уровня жизни населения государства на основе создания экологически безопасной и биологически полноценной продукции.
Сельскохозяйственные земли подвержены негативному воздействию, под влиянием следующих процессов:
- развитие эрозии;
- заболачивание;
- засоление;
- опустынивание;
- подтопление;
- зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, карантинными растениями и сорняками.
Такие процессы приводят к выводу сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота, деградации сельскохозяйственных угодий.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения существуют в особом правовом режиме, который формируется обширной базой нормативно-правовых актов, включая Земельный, Гражданский, Водный, Лесной кодексы, Федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О землеустройстве», «О мелиорации земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянско-фермерском хозяйстве» и так далее.
Государственное регулирование рационального использования земель сельскохозяйственного назначения определяется Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации. Также определенные положения по рациональному использованию сельскохозяйственных земель включаются в Доктрину продовольственной безопасности России, Концепцию устойчивого развития сельских территорий, Стратегию устойчивого развития сельских территорий, Концепцию развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и так далее.
Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию сельскохозяйственных рынков также оказывает влияние на организационно-правовое обеспечение рационального использования сельскохозяйственных земель.
Организационно-правовое обеспечение предусматривает разработку мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природного ландшафта.
В системе организационно-правового регулирования существует проблемы недостаточного обеспечения защиты сельскохозяйственных земель, используемых сельскохозяйственным производством. К примеру, законодательство допускает возможность включения этих земель, включая особо ценные, в границе населенных пунктов, размещение на этих участках объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, а также связи.
Проблема организационно-правового регулирования рационального использования сельскохозяйственных земель
В сфере земельных отношений имеется множество проблем, которые нуждаются в организационно-правовом регулировании. К числу таких проблем можно отнести следующие:
- во-первых, определение перечня надлежащих субъектов по использованию сельскохозяйственных земель;
- во-вторых, совершенствование управления земельными ресурсами, входящими в состав сельскохозяйственных земель, включая управление землеустройством, кадастровым учетом, государственную регистрацию прав на сельскохозяйственные угодья, государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль;
- в-третьих, совершенствование механизма предоставления сельскохозяйственных земель, а также их изъятия в случае неиспользования или использования, нарушающего земельное законодательство;
- в-четвертых, обеспечение роста залоговой ликвидности земель сельскохозяйственного назначения.
Организационно-правовое регулирование вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в оборот
Организационно-правовое регулирование земельных отношений в последние годы ориентировано на обеспечение вовлечения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот. Особое внимание уделяется вопросу изъятия сельскохозяйственных земельных участков из оборота в случае их нецелевого использования или использования, нарушающего положения земельного законодательства. Сам по себе процесс изъятия сельскохозяйственных земельных участков в связи с нерациональным их использованием не всегда обеспечивает вовлечение этих участков в сельскохозяйственный оборот. Попытки продажи сельскохозяйственных земельных участков на публичных торгах могут быть не реализованы из-за отсутствия лиц, которые желают приобрести на заявленных условиях такие земельные участки. Органы государственной и муниципальной власти не всегда располагают достаточными бюджетными средствами, которые могли бы использовать для приобретения сельскохозяйственных земельных участков в государственную или муниципальную собственность.
Требуют организационно-правового регулирования вопросы обеспечения сбалансированности экономических условий для развития сельскохозяйственного производства и обеспечения эффективной работы в этом секторе экономики. Мера в этом направлении не находят реализации зачастую из-за дефицита бюджетных средств на региональном уровне, не позволяющим обеспечить доступ сельскохозяйственным производителям к кредитным ресурсам на выгодных условиях, сформировать необходимую производственную и транспортную инфраструктуру, устранить административные барьеры для получения государственной поддержки и так далее.