Организационная патология в государственном секторе – это системное нарушение нормального функционирования государственного механизма, его отдельных подсистем и элементов, вызванное совокупностью факторов.
Понятие организационной патологии в государственном секторе
Прежде всего, необходимо отметить, что в законодательстве термин «организационная патология» не используется. Эта категория наиболее востребована в социологии и теории организации, а кроме того в теории управления. Этот термин используется для описания состояния отклонения от нормального функционирования организационной системы ввиду влияния совокупности факторов. Такие факторы влекут за собой сбои в нормальном функционировании государственного механизма и негативные последствия для его дальнейшего развития.
Для повышения эффективности государственного управления, оптимизации организационной структуры государственного сектора и управленческих процессов в системе государственного управления вопросы организационных патологий исследуются и в теории государственного и муниципального управления.
Организационная патология в государственном секторе характеризуется как устойчивое системное нарушение функционирования государственного механизма его отдельных подсистем и элементов, когда в деятельности должностных лиц и функционировании органов государственной власти ввиду действия совокупности факторов наблюдаются системные сбои.
Классификация организационных патологий в государственном секторе
Теорией выработано несколько подходов к классификации организационных патологий. Так, например, предлагается организационные патологии делить на два основных типа:
- патологии в организационной структуре;
- патологии в организации управленческих процессов.
Предлагаются и более развернутые классификации. В частности, предлагается выделять следующие виды организационных патологий в государственном секторе:
- патологии системного характера, причинами которых выступает устройство государственного сектора в целом, например, бюрократизация государственного аппарата, распространение коррупционных явлений, использование устаревших методов и инструментов организации и реализации управленческого воздействия;
- патологии кадрового характера, которые связаны с высокой текучестью кадров, отсутствием высокопрофессиональных специалистов в системе государственной службы и пр.;
- патологии, связанные с избранным стилем управления как в государственном механизме в целом, так и на отдельных уровнях государственного управления, в отдельных органах;
- патологии, связанные с организационной структурой, обусловленные несоответствием организационной структуры функциям и задачам государственного сектора, его отдельных подсистем и элементов;
- патологии внутренних отношений в государственном секторе, которые связаны с дублированием полномочий органами государственного управления, игнорированием требований к организации процессов управления;
- патологии в сфере управленческих решений, которые связаны с принятием важных управленческих решений с опозданием, с низким уровнем информационного обеспечения управленческих решений, с ненадлежащим исполнением управленческих решений;
- патологии информационного характера, которые связаны с неэффективностью информационного обеспечения процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений;
- патологии корпоративной культуры, которые обусловлены недостаточной развитостью навыков делового общения должностных лиц и государственных служащих, непониманием ими собственной миссии, нарушением норм взаимодействия внутри государственного механизма и др.
Пути преодоления организационной патологии в государственном секторе
Необходимо отметить, что преодоление организационных патологий в государственном секторе требует системного подхода, то есть разработки и реализации системы мероприятий в долгосрочной перспективе в конкретной области, на конкретном уровне и пр. государственного механизма. Примером может служить система мероприятий по противодействию коррупции, которая включает в себя:
- законодательное регулирование противодействия коррупции;
- введение институтов и инструментов противодействия коррупции в практику функционирования государственного аппарата, в частности введение института конфликта интересов;
- установление уголовной ответственности за коррупционные преступления;
- использование организационных мероприятий противодействия коррупции, в том числе введение административных регламентов и др.
К числу общих приоритетных направлений системного совершенствования функционирования государственного сектора и преодоления организационных патологий его функционирования можно отнести следующие:
- установление партнерской модели взаимоотношений общества и государства, поддержка развития институтов гражданского общества и повышение эффективности общественного контроля при отказе от административно-командных инструментов управления;
- внедрение и утверждение процессно-проектного подхода к организации функционирования государственного сектора по всем направлениям и на всех уровнях. Это позволит осуществлять разработку и реализацию управленческих решений исходя из долгосрочных задач развития, а не в ответ на возникающие социально-экономические иные проблемы;
- переориентация функционирования государственного сектора на эффективность, в том числе за счет оценки деятельности государственного сектора исходя из достигнутых социально полезных результатов – повышения благосостояния населения, повышения эффективности предоставления государственных услуг, повышения качества предоставления образовательных, медицинских и иных услуг и др.;
- перестройка системы государственной службы на клиентоориентированный, сервисный подход; ориентация государственных служащих на постоянное профессиональное развитие и саморазвитие исходя из практических задач их служебной деятельности;
- внедрение в систему государственного управления информационных технологий, обеспечивающих оперативную, эффективную обработку больших массивов данных для целей разработки управленческих решений и др.