Организационная культура принятия управленческих государственных решений – это система обычаев, ценностей, норм и традиций, определяющих процесс принятия государственных управленческих решений органами законодательной, исполнительной, судебной власти и придающих этому процессу определенную уникальность в каждом органе власти.
Сущность государственных управленческих решений
Государственные управленческие решения являются результатом осуществления государственного управления. Принятие государственных управленческих решений составляет основу любого управленческого процесса.
Процесс принятия управленческих решений включает в себя такие стадии как подготовка государственных управленческих решений, принятие государственных управленческих решений, реализация государственных управленческих решений.
Подготовка государственных управленческих решений и подразумевает проведение экономического анализа ситуации на макроуровне, поиск, осуществление сбора и обработки информационных данных, выявление и формулировку проблемы, которая требует принятия государственных решений.
Стадия принятия государственных управленческих решений характеризуется разработкой и оценкой альтернатив решения тех или иных проблем или действий, подразумевающих проведение многовариантных расчетов. На этой стадии отбираются критерии выбора оптимального варианта, принимается наилучшее решение.
Стадия реализации государственного управленческого решения подразумевает доведение решения до исполнения, осуществление контроля хода исполнения решения, внесение необходимых корректив и оценку полученных результатов.
Понятие и сущность организационной культуры принятия управленческих государственных решений
Организационная культура представляет собой совокупность норм и ценностей, разделяемых большей частью членов коллектива органов государственного управления, а также имеющих внешние проявления в виде организационного поведения, отражающего эффективность и качество принимаемых и реализуемых государственных управленческих решений.
Организационная культура принятия государственных управленческих решений призвана выполнять следующие функции:
- во-первых, функция внутренней интеграции, суть которой сводится к осуществлению внутренней интеграции служащих органа государственного управления до степени абсолютной понятности системы взаимодействия друг с другом;
- во-вторых, функция внешней адаптации, сущность которой сводится к помощи органам государственного управления в приспособлении к условиям внешней среды.
Типы организационной культуры принятия государственных управленческих решений
На практике существуют различные типы организационной культуры, оказывающих влияние на порядок принятия управленческих государственных решений.
Наиболее ярко типы организационной культуры описывает четырехфакторная модель, предложенная специалистами в сфере управления Д. Боллинже и Г. Хофштеде.
Организационная культура в соответствии с этой моделью характеризуется в разрезе четырех основных критериев, к числу которых относятся:
- во-первых, уровень иерархии власти, который позволяет различать общества, имеющие высокий и низкий индекс дистанции власти, обозначаемый соответственно как вертикальные и горизонтальные управленческие культуры;
- во-вторых, стремление избегать неопределенности, подразумевающее оценку степени страха население перед неорганизованными структурами;
- в-третьих, соотношение индивидуализма и коллективизма, в рамках которого оценивается степень преобладания в массовом сознании коллективных и индивидуальных ценностей;
- в-четвертых, система мужественности, выражающаяся в соотношении маскулинизации и феминизации. Эта система оценок позволяет оценить преобладание мужских или женских ценностей в общественном сознании и поведении.
Исходя из указанных критериев, российская организационная культура принятия управленческих решений обладает следующими специфическими чертами, отличающими ее от западных типов организационных культур:
- во-первых, в российской практике принятия управленческих решений на государственном уровне преобладает требование прямых отношений с властью, справедливости, обусловленных наличием устойчивого недоверия к чиновникам. Наличие этой особенности требует обеспечения большей транспарентности, то есть открытости, государственного управления в России;
- во-вторых, российское население характеризуются меньшей степенью осознанности ценности государственных структур. Государственная власть воспринимается как внешнее предупреждающее начало. Как результат, для российской практики государственного управления требуется организация более гибких форм, не отличающихся жесткой бюрократичностью;
- в-третьих, поведение и сознание российских граждан характеризуются преобладанием групповых ценностей и установок, а не индивидуальных черт.
Специфические особенности организационной культуры принятия управленческих государственных решений в России
Организационная культура принятия государственных управленческих решений в Российской Федерации характеризуется рядом особенностей, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, наличие менее четкой по сравнению со странами запада организационной культуры в организациях и учреждениях;
- во-вторых, более коллективистский характер постановки целей, сопровождающийся связанным с этим стремлением к коллективной ответственности, выражающей желание спрятаться за коллективом.
На организационную культуру принятия государственных решений Российской Федерации влияют два основных фактора:
- во-первых, место, занимаемое государственной и муниципальной службами в России, и отношение к ним граждан;
- во-вторых, особые характеристики национальной модели государственного и муниципального управления и власти.