Организации, представляющие органы управления федерального уровня – это хозяйствующие субъекты, которым государство делегирует часть невластных полномочий для более эффективной их реализации за счет наличия специалистов соответствующего уровня.
Необходимость привлечения организаций для представления органов управления федерального уровня
Система государственного управления в Российской Федерации нуждается в определенном совершенствовании, одним из направлений которого является процесс «приватизации» государства. Этот процесс представляет собой важнейший экономический и социально-политический институт, характерный для государственного управления на современном этапе его осуществления во многих странах.
Суть данного института состоит в делегировании государственных полномочий, предполагающих осуществление ряда государственных функций и услуг, хозяйствующими субъектами, способными реализовать их максимально эффективным способом. Делегирование государственных полномочий является приемом регулирования публично-правового характера, цель которого состоит в перераспределении полномочий и снижении нагрузки на органы государственного управления. Такое делегирование осуществляется либо на определенный срок, либо бессрочно.
В качестве субъекта, которому делегируется исполнение государственных полномочий, выступают коммерческие и некоммерческие организации, призванные реализовывать публичные интересы за счет возложения на них определенных полномочий в реализации функций государственного управления или предоставления государственных услуг.
Практика делегирования полномочий хозяйствующим субъектам характерна для всех государств. Причем в более ранние периоды времени такое делегирование осуществлялась преимущественно государственными органами исполнительного характера. Использование приема делегирования полномочий организациями характерно для таких сфер государственного управления как культура, образование, спорт, просвещение.
Специфика делегирования полномочий организациям, представляющим федеральные органы управления в России
Практика передачи государственных полномочий отдельным хозяйствующим субъектам в российской системе государственного управления получила применение только в XXI веке. Делегирование государственных полномочий организациям стало частью административной реформы российской системы государственного управления. Постепенно это явление получило все более масштабный характер. На сегодняшний день многие законодательные акты процессуального и материального права содержит юридические нормы, позволяющие осуществлять делегирование полномочий различным негосударственным организациям.
Конституционным судом России была признана возможность и правомерность делегирования полномочий федеральных органов государственного управления негосударственным организациям в том случае, если такая передача не противоречит требованиям российской Конституции и федерального законодательства. Конституция не устанавливает запрета на передачу полномочий государственной власти негосударственным организациям, если они участвуют в исполнении функций публичного управления. При этом Конституционный суд сформулировал обобщенную характеристику возможности приватизации государственной власти. Допуская делегирование государственных полномочий негосударственным организациям, следует осознавать необходимость усиления ответственности за реализацию этих полномочий. Конституционную ответственность даже при условии делегирования государственных полномочий все равно несет государство в лице органов государственного управления и их должностных лиц.
Систему передачи государственных полномочий негосударственным частным субъектам в России называют аутсорсингом, что означает привлечение внешних ресурсов для осуществления государственного управления. Организации, которые подключаются к осуществлению публичного управления в форме аутсорсинга, обеспечивают рост эффективности административно-управленческих процессов, разгрузку органов исполнительной власти от выполнения незначимых функций и фокусировку их внимания на решение приоритетных задач. В связи с этим аутсорсинг государственного управления рассматривается как обязательный элемент административно-управленческой деятельности государства на современном этапе его развития.
В настоящее время дискуссионным является вопрос о возможности передачи не только обслуживающих функций организациям, но и властных полномочий, включая полномочия надзорного и контрольного характера.
Аутсорсинг государственных полномочий в России сталкивается с рядом проблем, к числу которых можно отнести:
- во-первых, трудности выбора организаций, способных осуществлять представление федеральных органов управления при реализации государственных полномочий;
- во-вторых, отсутствие проработанного механизма делегирования государственных полномочий негосударственным организациям;
- в-третьих, необходимость методической проработки и делегирования полномочий органов государственного управления негосударственным организациям.
Специалисты считают, что разработки требует закон, регулирующий административные процедуры делегирования полномочий органов государственного управления негосударственным организациям. В этом законе необходимо определить следующие аспекты:
- во-первых, порядок реализации делегирования государственных полномочий, ограниченный либо рамками административного права, либо рамками гражданского и прочих отраслей права;
- во-вторых, порядок оформления административного договора, обеспечивающего делегирование государственных полномочий негосударственным организациям.
В целом механизм делегирования государственных полномочий организациям, представляющим федеральные органы власти, нуждается в конкретизации и жесткой регламентации.