История становления городского управления в Российском государстве
Орган городского управления в Российском государстве – это орган, реализующий функции публичного управления, в том числе обеспечение социально-экономического развития, на городской территории.
В отечественной науке не сформировалось единой концепции относительно того, когда в России начало складываться городское управление:
- отдельные ученые связывают развитие городского управления с периодом становления и расцвета общинного строя и последовавшего объединения производственных общин в союзы и городские поселения. В указанный период происходит формирование центрального публичного управления и местного самоуправления;
- другие ученые в качестве начального момента процесса становления городского управления рассматривают X-XI века, когда на Руси была широко распространена процедура решения важнейших вопросов социальной жизни посредством собрания старейшин, так называемого вече. Решение вопросов социального значения посредством созыва вече широко практиковалось в Пскове и Новгороде;
- еще одной позицией, высказываемой в отечественной науке относительно становления городского управления, является соотнесение этого процесса с периодом реформирования публичного управления при Иване Грозном в середине XVI в. Фактически с этого момента отдельные элементы самоуправления местными сообществами начинают формироваться в России;
- большинство исследователей зарождение городского управления связывают с XVIII – началом XIX вв. – с периодами правления Петра Великого и Екатерины Великой;
- ряд авторов настаивают, что городское управление начало складываться только в результате реформ 1870 г.
Характеристика органов городского управления в Российском государстве
Важно подчеркнуть, что становление органов городского управления в России имеет глубокие исторические предпосылки и фактически берет свое начло со Средних веков. В названный период центральные органы публичного управления были не настолько сильны, чтобы без содействия феодалов организовывать управление местными сообществами. Тогда формировались производственные общины, территориальные общины, где развивались первые демократические институты, как непосредственного волеизъявления, так и представительной демократии. Публично-правовой статус общины находил выражение вече и органах, которые им формировались. Общины были экономически и юридически самостоятельны.
Часть должностных лиц публичного управления наделялись полномочиями князем, другие – наделялись властными полномочиями непосредственно населением. В IX в. в стране городское управление осуществлял военный старшина, который, как правило, был выходцем из торгового сословия. Когда появляется фигура князя, лица, осуществляющие управление городом, фактически переходят из статуса выборных в статус назначаемых.
В те же исторические периоды, когда власть князя ослабевает, население города фактически он берет управление в свои руки. Во всех столичных городах формировалось вече, что позволяло городскому населению непосредственно участвовать в решении важных для города дел. Вече представляет собой собрание всех свободных представителей городского населения. Здесь всегда обсуждались социальные проблемы, в том числе вопросы призвания князя и его изгнания, принимались решения относительно целесообразности военного похода или заключения мира.
Кроме того, участие в городском управлении принимали представительные органы при князе – княжеские думы, где князь обсуждал со своими приближенными важнейшие социальные вопросы.
Городские общины осуществляли управление через выборное должностное лицо – представителя княжеского рода или представителя бояр.
Еще одно важнейшее должностное лицо в городском управлении – это тысяцкий. Он наделялся полномочиями князем, однако практически всегда представлял городское ополчение, которое противостояло дружине князя, т.е. фактически тысяцкий был народным представителем в спорах с князем. Когда же тысяцкий игнорировал мнение городского населения, население могло призвать его к ответственности за те действия, которые он совершил против их интересов.
С началом татаро-монгольского нашествия в большинстве русских городов вече перестали собираться.
Значительные изменения в системе городского управления произошли в XV-XVII вв., когда качественно измелись взаимоотношения органов центральной власти и органов местной власти. Если раньше органы публичного управления городом как форма кооперации городского населения фактически представляли собой важную опору центральной власти, то после татаро-монгольского нашествия органы местного самоуправления все чаще стали формироваться сверху. Фактически это было не городское самоуправление, а представительство центральной власти в городах.
Городское управление строилось на системе привилегий: царями назначались наместники, которые осуществляли свою деятельность через чиновников, решавших административные, финансовые и судебные задачи, получая при этом часть поступавших в казну сборов.
Период правления Петра Великого система городского управления снова претерпела существенные изменения, это было обусловлено развитием буржуазных отношений. В систему городского управления был вновь введен выборный элемент: управление было передано представительным органам – палатам бурмистров, в последующем их сменили магистраты.
К периоду правления Екатерины Великой оформилось городское сословие, которому она своим указом и передала самоуправление в городах. Население созывалось губернатором для решения важнейших для городского населения вопросов. Город наделялся собственностью, имел свою символику. В городах избирались городская дума и городской глава. Органы городского управления ведали вопросами строительства, обеспечения порядка, разрешения споров между сословиями и пр.