Структура должностей государственной гражданской службы в РФ – это нормативное и организационное упорядочение кадрового состава государственной гражданской службы для наиболее эффективного обеспечения реализации функций публичного управления и предоставления государственных услуг.
Проблемы организации структуры должностей государственной гражданской службы в РФ
В соответствии с регулярно проводимыми исследованиями института государственной службы в стране доля лиц, занятых в государственном секторе, остается достаточно высокой - это 1/5 от общего числа занятых в хозяйстве страны. Названный показатель выше чем в большинстве развитых стран. При этом отмечается недостаточная результативность и эффективность функционирования системы государственной службы, что, в свою очередь, влечет неэффективность расходования бюджетных ресурсов и осуществления функций публичного управления. Указанное актуализирует вопросы разработки и применения механизмов оптимизации структуры должностей государственной службы в РФ.
К числу главных проблемных аспектов, которые ограничивают эффективное расходование бюджетных ресурсов на обеспечение функционирования системы государственного управления, относится высокая численность административно-управленческого персонала федеральных органов власти. При этом количество должностных лиц, которые непосредственно реализуют целевые программы и их основные мероприятия, составляет менее 30% от общего числа федеральных служащих.
Правовые основы оптимизации структуры должностей государственной гражданской службы РФ
Принятым в 2020 г. постановлением федерального правительства предусмотрены мероприятия по оптимизации структуры и численности государственных служащих, занятых в федеральных органах власти.
Так, для повышения эффективности функционирования федеральных органов публичного управления Федеральное правительство постановило сократить предельную численность служащих федеральных органов исполнительной власти:
- на 5% - численность служащих центральных федеральных исполнительных органов;
- на 10% – численность служащих территориальных федеральных исполнительных органов.
Те бюджетные ресурсы, которые будут высвобождены в связи с сокращением численности персонала, обслуживающего федеральные исполнительные органы, должны сохраняться в этих органах власти для направления на финансирование мероприятий материальной мотивации служащих.
Ответственность за реализацию указанных мероприятий:
- в отношении федеральных министерств, подконтрольных федеральному правительству, а также в отношении федеральных служб и агентств, которые подведомствены таким министерствам, возложена на федеральных министров;
- в отношении федеральных служб и агентств, которые подконтрольны федеральному правительству, на руководителей таких служб и агентств.
При этом федеральные органы имеют право направить предложения по оптимизации численности, которые рассматриваются соответствующей подкомиссией правительственной комиссии по реализации административной реформы, когда наличествует специфические обстоятельства, препятствующие реализации мер по сокращению численности.
Основные направления оптимизации структуры должностей государственной гражданской службы в РФ
Совершенствование структуры должностей государственной гражданской необходимо ввиду следующих обстоятельств:
- избыточность структуры государственных должностей не позволяет обеспечить эффективное распределение функций между элементами системы государственного управления, что, в свою очередь, приводит к неэффективному осуществлению функций публичного управления и некачественному предоставлению государственных услуг;
- государственный механизм и система государственной службы, в частности, для своего эффективного функционирования требуют привлечения значительного объема бюджетных ресурсов, которые могут быть направлены непосредственно на осуществление функций и задач социально-экономического развития страны и развития отдельных отраслей. Оптимизация структуры государственных должностей позволит оптимизировать расходование бюджетных ресурсов и перенаправить их на стимулирование эффективной деятельности служащих посредством разработки и реализации системы материального стимулирования и внедрения инструментов оплаты труда по результатам.
Теорией публичного управления разработаны и предложены различные варианты оптимизации структуры должностей государственной гражданской службы. В качестве наиболее перспективного варианта представляется система оптимизации должностей по функциональному назначению.
Оптимизация структуры должностей государственной службы по функциональному признаку предполагает формирование следующей иерархии должностей:
- должности управляющего персонала, должности помощников и советников управляющего персонала;
- должности персонала в отраслевых структурных подразделениях;
- должности персонала в функциональных структурных подразделениях;
- иные должности персонала государственной службы.
Непосредственно структуру должностей государственной службы по функциональному признаку можно представить следующим образом:
- Персонал, который непосредственно осуществляет управление. Это руководители органа, их заместители, руководители управлений и департаментов, их заместители, руководители отделов, их заместители;
Административный персонал, который обеспечивает техническое обслуживание управленческих процессов, в том числе это советники и помощники руководителей, которые реализуют функции секретарей, а также осуществляют деятельность в следующих структурных подразделениях:
- бухгалтерского учета и отчетности, а также контрольно-ревизионной деятельности;
- кадровой работы;
- по защите государственной тайны;
- по государственным закупкам;
- юридическом;
- по информационным технологиям;
- по связям с общественностью и др.