Дисциплинарные взыскания муниципальных служащих – это меры дисциплинарной ответственности, применяемые к муниципальным служащим при совершении ими дисциплинарных проступков при выполнении своих должностных обязанностей.
Сущность дисциплинарной ответственности муниципальных служащих
Федеральным законодательством, в частности, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 27 предусмотрен порядок привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности.
Муниципальные служащие при совершении дисциплинарного проступка привлекаются к дисциплинарной ответственности. Под дисциплинарным проступком муниципальных служащих понимают ненадлежащее исполнение или неисполнение муниципальным служащим возложенных на него служебных обязанностей по его вине.
Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих характеризуется следующим образом:
- во-первых, ее основанием выступает дисциплинарный поступок, совершаемый муниципальным служащим;
- во-вторых, совершение дисциплинарного проступка влечет за собой наложение дисциплинарного взыскания на муниципального служащего;
- в-третьих, применение дисциплинарной ответственности допускается только по отношению к физическим лицам;
- в-четвертых, применение дисциплинарной ответственности ограничивается рамками служебной подчиненности;
- в-пятых, вина правонарушителя является обязательным условием применения дисциплинарных взысканий.
Виды дисциплинарных взысканий муниципальных служащих
Совершение дисциплинарного проступка позволяет применить к муниципальным служащим меры дисциплинарной ответственности в виде наложения следующих дисциплинарных взысканий:
- во-первых, замечание;
- во-вторых, выговор;
- в-третьих, увольнение муниципального служащего по соответствующим основаниям.
Условно еще одной разновидностью дисциплинарного взыскания по отношению к муниципальным служащим, допустившим дисциплинарные проступки, может выступать временное отстранение от исполнения должностных обязанностей. Продолжительность такого отстранения не может превышать более одного месяца. За это время представитель нанимателя должен принять решение относительно привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности. На период отстранения муниципальному служащему сохраняется денежное содержание. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей требует оформления муниципального правового акта.
Применение дисциплинарных взысканий, а также их снятие по отношению к муниципальным служащим регулируется трудовым законодательством, кроме случаев, которые напрямую предусмотренным Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Применение к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы может быть осуществлено в соответствии со следующими основаниями:
- во-первых, несоблюдение ограничений, которые устанавливаются статьей 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» по отношению к муниципальным служащим;
- во-вторых, несоблюдение запретов, которые устанавливаются статьей 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» по отношению к муниципальным служащим;
- в-третьих, непринятие представителем нанимателем информации относительно подчиненных ему муниципальных служащих по возникшему конфликту интересов, его отказ от реализации мер, направленных на предотвращение или урегулирование этого конфликта;
- в-четвертых, отказ муниципального служащего от представления информации относительно своих доходов и расходов, имущественных обязательствах, имуществе, а также аналогичных показателей своих супругов, несовершеннолетних детей при условии, что предоставления этих сведений носит обязательный характер;
- в-пятых, предоставление заведомо неполных или недостоверных сведений относительно доходов и расходов муниципальных служащих, а также членов их семей, имущественных обязательствах и имуществе.
Меры оптимизации системы дисциплинарных взысканий для муниципальных служащих
Оптимизация системы дисциплинарных взысканий для муниципальных служащих подразумевает исправление имеющих место недостатков в отношении дисциплинарной ответственности. Недостатком современного законодательства, регулирующего порядок применения дисциплинарных взысканий по отношению к муниципальным служащим, является отсутствие исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. Необходимо на законодательном уровне определить перечень таких проступков для муниципальных служащих, дабы исключить произвол представителей нанимателя на местах при вынесении дисциплинарных взысканий.
Также можно расширить перечень мер дисциплинарного взыскания, применяемых по отношению к муниципальным служащим. Например, можно ввести такой вид дисциплинарного взыскания как отстранение от исполнения своих должностных обязанностей с лишением денежного содержания на определенный срок. Применение такого взыскания должно дифференцироваться в зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка и назначаться соответствующей комиссией, призванной обеспечивать беспристрастность суждения при привлечении муниципального служащего к ответственности. Наказание в виде лишения денежного содержания способствует исправлению поведения муниципального служащего, а также позволяет ему сохранить рабочее место после отбытия наказания.
Для защиты интересов муниципальных служащих необходимо упростить порядок обжалования дисциплинарных взысканий. Также для оптимизации системы дисциплинарных взысканий необходимо сократить срок его действия до шести месяца вместо одного года. Также можно предусмотреть дифференциацию сроков в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка.