Сущность кадровой работы на государственной службе в Российской Федерации и необходимость ее оптимизации
Кадровая работа на государственной службе – это деятельность кадровых служб органов государственного управления, направленная на реализацию кадровой политики государства в рамках конкретного органа государственного власти.
Система кадровой работы в рамках государственной службы включает в себя следующие элементы:
- работу по формированию кадрового состава;
- формирование предложений, направленных на реализацию норм права относительно кадровой работы в системе государственной службы;
- ведение трудовых книжек, личных дел, реестр государственных служащих;
- обеспечение государственных служащих служебными удостоверениями;
- проведение аттестации государственных служащих, их квалификационных экзаменов;
- обеспечение профессионального развития государственных служащих;
- создание кадрового резерва;
- обеспечение карьерного роста государственных служащих;
- ведение деятельности, направленной на урегулирование конфликтов интересов;
- осуществление конкурсов для замещения должностей в системе государственной гражданской службы;
- проведение служебных проверок и так далее.
Необходимость оптимизации кадровой работы в системе государственной гражданской службы обусловлена наличием значимых проблем в ее осуществлении, характерных для современной системы органов государственного управления России.
Проблемы кадровой работы на государственной гражданской службе
Кадровая работа на государственной гражданской службе Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, к числу которых можно отнести следующие:
- в России фактически отсутствует официальная концепция кадровой политики на государственной гражданской службе;
- в практике российского управления государственными гражданскими служащими редко используются целевые программы, направленные на реализацию кадровой политики;
- в системе органов федерального управления государством отсутствует орган, полномочия которого в кадровой политике носили бы не только рекомендательный, но и распорядительный характер;
- низкий статус кадровых служб, в том числе региональных;
- отсутствие четкости в распределении ответственности руководства органов государственного управления и руководителей кадровых служб за рациональность решений, принимаемых относительно ротации персонала, закрытия вакансий, переводов;
- высокий уровень текучести служащих;
- низкий уровень компетентности руководства органов государственного управления в сфере кадровой политики и слабое научно-методическое обеспечение практической работы кадровой службы;
- слабый уровень профессиональной подготовки специалистов кадровых служб, демонстрирующих неспособность к применению современных кадровых технологий на практике;
- высокий уровень динамики структуры органов государственного управления, включая кадровую службу, приводящий к изменению компетенции органов государственного управления, формированию новых, реформированию уже действующих;
- декларативность гарантий и льгот для государственных служащих;
- отсутствие отработанного механизма переводов государственных служащих с обеспечением сохранения их статуса;
- разрозненность элементов системы управления кадровой политикой, отсутствие кадровой вертикали и т.д.
Пути оптимизации кадровой работы в системе государственной гражданской службы
Наличие вышеперечисленных проблем ставит органы государственного управления перед необходимостью оптимизации кадровой работы. В связи с этим органы государственного управления и призваны осуществлять решения следующих задач:
- во-первых, организовать процесс ротации кадрового состава согласно должностным заслугам;
- во-вторых, развивать совокупность этических и профессиональных качеств государственных гражданских служащих;
- в-третьих, сформировать кадровый резерв исходя из объективных характеристик государственных гражданских служащих, обеспечивать эффективность его использования;
- в-четвертых, разрабатывать систему критериев оценки результативности и эффективности государственных гражданских служащих.
Помимо этого, необходимо совершенствовать порядок отбора претендентов на вакансии в системе государственной службы, разрабатывать научные критерии оценки претендентов и действующих гражданских государственных служащих, вырабатывать научный подход к анализу потребностей, систему льгот и гарантий государственным служащим, формировать эффективные технологии распределения и продвижения государственной служащих, повышать обоснованность кадровых решений в системе государственной службы, повышать степень гласности этих решений и прочее.
В настоящее время одним из наиболее значимых недостатков кадровой политики государственной гражданской службы является наличие родственных или свойственных связей у претендентов на замещение должностей государственной службы с руководителями органов государственного управления или иными государственными гражданскими служащими. Зачастую именно этот фактор выступает в качестве решающего при замещении вакансий государственной гражданской службы. Этот факт сводит практически к нулю эффективность кадровой работы, поскольку личностные и профессиональные качества претендентов на замещение должностей в системе государственной гражданской службы в этом случае не имеют значения.
По мнению специалистов, на сегодняшний день российская система осуществления кадровой работы на государственной гражданской службе не готова к существенным изменениям и не способна будет преодолеть свои отрицательные черты в ближайшие годы.
Необходимо налаживать системный подход к организации кадровой работы, формировать долгосрочную политику управления и использования кадров в системе государственной гражданской службы, обеспечивать согласованность программ социально-экономического развития территорий и решение кадрового вопроса.