Оценка регулирующего воздействия в государственном управлении – это оценка социально-экономических последствий государственного регулирования, осуществляемого с целью обеспечения возможности отклонения или направления на доработку нормативных актов, способных принести негативный эффект.
Сущность и необходимость оценки регулирующего воздействия в государственном управлении
Опыт развития общественных отношений показывает неизбежность государственного регулирования. Однако вопрос о степени государственного вмешательства остается дискуссионным.
Вмешательство государства в экономику основано на принципе доказательства необходимости осуществления государственного регулирования, исходя из его целей для ликвидации изъянов рынка. Вмешательство в экономику актуализирует задачу оценки регулирующего воздействия, его последствий и влияния на течение экономических процессов.
В основе регуляторной политики находится институт оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов в отношении адресатов регулирования, включающий в совокупности:
- во-первых, оценку регулирующего влияния проектов нормативных актов;
- во-вторых, оценку фактического влияния нормативных актов;
- в-третьих, экспертизу нормативных актов.
Основное назначение системы государственного управления состоит в принятии регуляторных решений, призванных:
- во-первых, сохранять баланс гражданского общества, государства, бизнеса и внешней макросреды;
- во-вторых, качественно влиять на разные сферы жизнедеятельности, включая экономику;
- в-третьих, обеспечивать прозрачность и открытость процедуры подготовки и принятия государственных решений.
Регуляторная политика представляет собой:
- во-первых, разнообразную деятельность в форме регулирования бизнеса;
- во-вторых, совокупность институтов, действующих в экономической системе с целью обеспечения роста эффективности функционирования субъектов предпринимательства и устранения барьеров технического и административного характера на соответствующих сегментах рынка.
Регуляторная политика отличается многогранностью и множеством элементов, к числу наиболее значимых из которых относятся оценка регулирующего воздействия.
Практика оценки регулирующего воздействия распространена во многих странах, которые входят в международную организацию экономического сотрудничества и развития. Регуляторная политика считается этой Организацией одним из драйверов экономического роста, наряду с бюджетной и монетарной политикой.
Основное назначение оценки регулирующего воздействия состоит в предоставлении заключения относительно дробного и систематического анализа решений с целью отсева нецелесообразных и необдуманных решений еще на этапе их разработки и принятия. Оценка регулирующего воздействия требуется в связи с тем, что государственное регулирование способно привести к многочисленным последствиям, не всегда предсказуемым без осуществления дополнительного и детального анализа и исследования проблемы.
Главная цель оценки регулирующего воздействия заключается в гарантировании роста благосостояния за счет осуществления регулирования с социальной точки зрения. Речь идет о превышении выгод над затратами. Как правило, такая оценка выполняется за счет монетизации потенциально возможных издержек и получаемых выгод нового государственного регулирования и его побочных эффектов.
Процедура проведения оценки регулирующего воздействия в государственном управлении
Оценка регулирующего воздействия в государственном управлении осуществляется в соответствии с общепризнанными устоявшимися универсальными методиками и практиками, применяемыми разными странами.
Некоторые страны закрепляют порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия на уровне Конституции, к примеру, Франция, Швейцария. В этом случае методики различаются в зависимости от государства и применяемой им политики.
В зависимости от применяемых методик всю совокупности стран можно разделить на 3 группы:
- во-первых, страны, в которых оценка регулирующего воздействия осуществляется только в отношении нормативных актов, влияющих на бюджетные расходы (Канада, Соединенные Штаты Америки);
- во-вторых, страны, которые применяют оценку регулирующего воздействия в отношении любых регулирующих актов (Великобритания, Нидерланды);
- в-третьих, страны, которые не применяют оценку регулирующего воздействия, но декларируют общие принципы в случае ее целесообразности (Чехия, Южная Корея).
Процедура оценки регулирующего воздействия государственного управления включает в себя следующие этапы:
- во-первых, этап формулировки проблемы;
- во-вторых, этап обоснования оценки регулирующего воздействия;
- в-третьих, этап постановки целей оценки регулирующего воздействия;
- в-четвертых, этап описания возможных альтернативных вариантов достижения цели;
- в-пятых, этап анализа альтернативных вариантов;
- в-шестых, этап консультаций;
- в-седьмых, этап формулировки выводов и оценки результатов;
- в-восьмых, этап представления рекомендуемого варианта или формулировки рекомендаций относительно предпочтительной альтернативы;
- в-девятых, этап реализации выбранного варианта и осуществления последующего мониторинга.
Оценка регулирующего воздействия в России ориентирована на анализ проблем и целей осуществления государственного регулирования, выявление возможных вариантов развития событий, оценку негативных и позитивных эффектов реализации каждого варианта согласно установленным процедурам.
Осуществление оценки регулирующего воздействия в России предусматривает федеральный, региональный и муниципальный уровень. Данная процедура охватывает как действующие нормативно-правовые акты, так и их проекты. В отношении действующих нормативно-правовых актов данная процедура именуется оценкой или экспертизой фактического воздействия.