Значение оценки государственного управления
Управление, реализуемое государственным механизмом, представляет собой организующую, упорядочивающую деятельность по решению политических, социально-экономических задач. Государственное управление предполагает властное воздействие на общественные процессы в целях обеспечения прав и свобод личности и благосостояния общества.
В самом общем виде, понятие эффективности в отношении управленческой государственной деятельности можно охарактеризовать как достижение максимально полезного социального эффекта при наименьших ресурсных затратах.
Оценка государственного управленческого воздействия обычно производится по следующим параметрам:
Целевой параметр, когда оценка эффективности государственного управленческого воздействия ставится в зависимость от интенсивности достижения нормативно закрепленных целевых показателей социально-экономического развития, т. е. оценка производится по схеме «понесенные затраты – полученные результаты». Здесь в качестве критериев оценки используются в частности:
- динамика движения к стратегической цели и оперативным задачам в конкретной сфере государственного управления;
- соблюдение гарантий общественной безопасности, в частности, экологических, экономических, социальных и др.;
- уровень качества жизни;
- уровень экономического развития муниципалитета, региона, государства в целом и др.
Функциональный параметр, когда оценка производится исходя из показателей качества реализации функций государственного управления в деятельности конкретных органов и должностных лиц. Здесь критериями оценка обычно выступают:
- эффективность стратегического и оперативного планирования;
- качество нормативного и методического обеспечения государственной управленческой деятельности;
- качество реализации управленческой функции государственным или муниципальным органом и его должностными лицами;
- эффективность системы отбора, профессионального обучения, профессионального развития и оценки государственных и муниципальных служащих;
- качество действующей системы контроля и оценки государственной управленческой деятельности и др.
Кроме того, для оценки государственного управления используются технические и экономические параметры. Так, технический параметр используется для оценки эффективности государственного управления с позиции внешней среды, экономический параметр – с внутренней стороны. Итак, техническая эффективность демонстрирует, насколько соответствует государственная управленческая деятельность запросам и потребностям населения, каков производимый ей социальный эффект. Здесь для оценки применяются количественные и качественные показатели.
Экономический параметр оценки эффективности государственного управленческого воздействия характеризует соотношение стоимости реализованных услуг к стоимости привлеченного ресурсного обеспечения. Иначе говоря, поэтому параметру оценивается внутренняя организация государственной управленческой деятельности.
Критерии оценки государственного управления
В качестве критериев оценки государственной управленческой деятельности применяются сущностная характеристика или совокупность таких характеристик, которые позволяет определить эффективность организации реализации управленческого воздействия.
Оценка государственной управленческой деятельности в государствах с демократическим устройством проводится как внутри механизма государственного управления посредством использования контрольно-надзорных процедур самими органам государственной власти, так и посредством применения инструментов общественного контроля.
Результаты оценки государственного управления выступают основанием для преобразования, переформирования состава органов государственного управления и управленческих решений или для сохранения и развития существующего механизма государственного управления. Кроме того, оценка государственной управленческой деятельности решает задачи совершенствования кадрового состава государственной и муниципальной службы.
Объектами оценки государственного управления выступают, прежде всего, социально значимые эффекты деятельности, а также затраченные ресурсы, конкретные управленческие акты и действия, организационная эффективность, оперативность и т. д.
При этом критерии эффективности государственной управленческой деятельности в конкретном государстве определяются исходя из общественно-политического строя, уровня демократического развития, социально-экономической обстановки внутри страны и на уровне международного сообщества, правосознания и правой культуры, уровня развития институтов гражданского общества и др.
Критерии определяются на основе общественных ценностей, принципов государственного устройства, правовых предписаний, планируемых показателях стратегических и оперативных мероприятий государственного управления в конкретных сферах и др.
Оценка государственного управления в России
С момента перестройки механизм отечественного государственного управления подвергается перманентному реформированию, при этом задачи формирования новой системы демократического управления во многом остаются неразрешенными.
Высокая степень неудовлетворенности населения качеством жизни, избыточность регламентации государственной деятельности, бюрократизация государственного механизма, недостаточные профессионализм, активность, инициативность государственных и муниципальных служащих, коррупция, нецелевое использование ресурсного обеспечения, отсутствие эффективных механизмов контроля со стороны общества, неразвитость институтов гражданского общества не позволяют высоко оценить эффективность государственного управления в России. Кроме того, государственное управление по-прежнему является крайне закрытой системой, отсутствует диалог между населением и государством.