Государственное управление – это законодательно регламентированная система реализации властных полномочий государственными служащими, должностными лицами и органами государственного управления для организации направленного управленческого воздействия на общественные отношения с целью обеспечения прав личности, в том числе посредством обеспечения социально-экономического развития, политической стабильности, законности, правопорядка, безопасности и др.
Основы взаимодействия общества и государственного управления
Прежде всего, необходимо отметить, что содержание, механизмы, методы и инструменты государственного управления всегда определяются социально-экономическими, политическими, культурными, национальными особенностями отдельного общества на конкретном этапе исторического развития. Иными словами, система государственного управления напрямую зависит от специфики политико-правовой жизни конкретного общества.
При этом важно отметить, что система государственного управления претерпевает влияние значительного числа факторов, как внешних, так и внутренних. Так, современные процессы демократизация, либерализации, глобализации, интеграции, происходящие в мировом сообществе, оказывают влияние на формирование государственного управления в конкретных государствах. Внутри государства система государственного управления формируется также под влиянием установок правящей элиты, имеющихся у населения инструментов демократической реализации власти и иных социально значимых факторов.
Таким образом, в демократическом обществе и правовом государстве государственное управление должно отвечать социальным запросам, совершенствоваться и оптимизироваться для повышения собственной эффективности. Так, например, перед современным Российским государством стоит задача повышения эффективности, прозрачности и открытости функционирования системы публичного управления. Для этого государственное управление разрабатывает и внедряет новые технологии управления, в том числе управление по результатам, стратегическое планирование, проектное управление и др.
Кроме того, в демократическом государстве система государственного управления претерпевает влияние институтов гражданского общества, представителей бизнеса, населения. В таком государстве указанные субъекты включены в процесс выработки и реализации управленческих решений, они также наделены инструментами общественного контроля над деятельностью системы государственного управления. Сегодня в России предпринимаются шаги для повышения открытости, прозрачности функционирования системы государственного управления и включения населения (в частности посредством учреждений общественных советов при органах исполнительной власти) в вопросы выработки и реализации управленческих решений.
Современные тенденции взаимодействия общества и государственного управления в России
Российское государство является относительно молодым государством, поэтому перед ним в последние десятилетия стоят задачи выработки эффективных механизмов обеспечения демократического политического устройства, формирования гражданского общества и правового государства. Кроме того, важнейшее значение для эффективного развития Российского государства имеет реализация государственного управления в экономической сфере, прежде всего, создание благоприятной среды для прогрессивного инновационного развития экономики, отдельных ее отраслей, для становления малого и среднего предпринимательства и пр.
Названные социальные запросы определяют необходимость совершенствования системы государственного управления, которая сегодня характеризуется отдельными негативными аспектами, к числу которых относятся:
- бюрократизация;
- распространение коррупции;
- недостаточная эффективность;
- относительная оторванность от населения и др.
Мировая практика государственного управления сформировала определенный алгоритм совершенствования государственного управления в ответ на изменения социально-экономической, культурной, политической среды в обществе. Такой алгоритм можно представить следующим образом:
- разработка нормативно-правовых основ оптимизации и модернизации функционирования государственного управления, в том числе отдельных элементов системы государственного управления;
- реализация нормативно закрепленных направлений оптимизации и модернизации в непосредственном функционировании системы государственного управления;
- последующее повышение эффективности функционирования системы государственного управления.
Так, сегодня модернизация государственного управления в России в ответ на запросы общества реализуется по следующим направлениям:
- повышение профессионализма государственной службы. Направление предполагает необходимость повышения эффективности конкурсного отбора государственных служащих и последующего их профессионального развития, в том числе развития деловых качеств для внедрения сервисной модели оказания государственных услуг;
- повышение открытости и прозрачности деятельности государственных служащих, должностных лиц, органов государственного управления. Названное направление предполагает внедрение информационных технологий в систему государственного управления для представления полной достоверной информации населению относительно разработки и реализации управленческих решений. Так, сегодня активно развивается единый портал предоставления государственных услуг, официальные сайты органов публичного управления, предусматривающие инструменты обратной связи с населением и представление отчетов должностных лиц;
- внедрение инструментов государственно-частного, трехстороннего партнерства в систему государственного управления. Сегодня предпринимаются активные попытки включения представителей частного бизнеса, общественных организаций в решение социально-экономических задач посредством предоставления указанным субъектом соответствующих преимуществ и др.