Необходимость принятия закона о территориальном общественном самоуправлении
Территориальное общественное самоуправление представляет собой институт муниципальной демократии, который позволяет населению, проживающему на части территории муниципалитета, самостоятельно решать управленческие задачи, имеющие значение для этой территории.
Итак, на сегодняшний момент органы муниципального управления недостаточно активно поддерживают инициативы населения по созданию территориального общественного самоуправления, по реализации инициатив, выдвигаемых населением на уровне территориального общественного самоуправления.
При этом во всех муниципалитетах, где органы муниципального управления активно поддерживают территориальное общественное самоуправление, это позитивно сказывается на развитии муниципального образования, отдельных его районов, а именно:
- общественное самоуправление решает задачи благоустройства территории;
- общественное самоуправление решает задачи формирования зон для комфортного проживания, в том числе посредством создания и восстановления парков и спортивных площадок;
- общественное самоуправление на подвластной территории оказывает помощь социально нуждающимся слоям населения, в том числе ветеранам, многодетным семьям и т.д.;
- общественное самоуправление на подвластной территории организует мероприятия социально-культурного характера (праздники, спортивные соревнования и др.).
На территории страны сегодня функционирует свыше трех десятков тысяч территориальных общественных самоуправлений, однако это число незначительно, учитывая размеры территории страны.
На сегодняшний день крайне важно обеспечить вовлечение населения в решение вопросов местного значения, поэтому органы муниципального управления должны активно способствовать учреждению территориальных общественных самоуправлений, в том числе путем предоставления финансовых и материальных ресурсов.
Однако на сегодняшний день отсутствует нормативно-правовая база, подробно регулирующая территориальное общественное самоуправление, его взаимодействия с органами муниципального управления и должностными лицами муниципального управления, не регламентированы каналы сотрудничества и оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям со стороны публичного управления муниципалитетом. Указанное актуализирует разработку и принятие специального законодательства на федеральном уровне, регулирующего процесс создания, функционирования и взаимодействия территориальных общественных самоуправлений с органами публичной власти муниципального, регионального и федерального уровней.
Территориальное общественное самоуправление в федеральном законодательстве
На уровне федерального законодательства специальное регулирование территориальных общественных самоуправлений ограничивается одной статьей в федеральном законе, посвященном регулированию организации местного самоуправления. Так, в названном федеральном законе содержится:
- определение территориальных общественных самоуправлений;
- указывается на процедуру установление границ территориальных общественных самоуправлений;
- кратко регламентируется процедура регистрации в органах муниципального управления территориальных общественных самоуправлений;
- перечисляются формы, в которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление; предусматривается перечень территорий, на которых может организовываться общественное самоуправление;
- описывается порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления;
- определяется круг полномочий собраний, конференций, органов как форм осуществления общественного самоуправления.
Итак, федеральным законодательством территориальное общественное самоуправление трактуется как самоорганизация населения по месту проживания на части территории муниципального образования (в том числе на частях территории поселений, на частях внутригородских территорий городов федерального значения, на частях городских округов, на частях внутригородских районов и др.) для осуществления под свою ответственность управления по вопросам, имеющим значение для такой территории.
Закон предусматривает возможность организации общественного самоуправления в форме собрания, конференции или посредством учреждения органов управления. При этом само территориальное общественное самоуправление должно быть зарегистрировано в органах управления муниципалитетом. Кроме того, имеется возможность регистрации территориального общественного самоуправления в частном порядке как юридического лица. Однако в законе не содержится исчерпывающих разъяснений о том, каким образом такая регистрация должна происходить.
Территориальное общественное самоуправление в региональном законодательстве
На уровне регионов действует специальное законодательство, регулирующее территориальное общественное самоуправление. Во многом оно характеризуется пробельностью, неоднозначностью, а в отдельных случаях – противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
Традиционно в региональном законодательстве раскрываются:
- понятие территориальных общественных самоуправлений;
- понятие субъекта, имеющего право на участие в территориальном общественном самоуправлении, в том числе раскрываются категории «житель», «группа граждан» и др.;
- содержится указание на принципы, на основании которых строится территориальное общественное самоуправление;
- предусматриваются каналы взаимодействия территориальных общественных самоуправлений с органами власти муниципального уровня.
Так, в частности, региональным законодательством на органы муниципального управления в области сотрудничества с территориальным общественным самоуправлением возлагаются следующие полномочия:
- оказание всесторонней помощи населению в реализации права на территориальное общественное самоуправление;
- оказание поддержки инициативным группам населения в организации таких форм территориального общественного самоуправления, как собрание, сход и др.