Общественное планирование и прогнозирование – это инструмент государственного регулирования, обеспечивающий разработку адекватной государственной политики регулирования общественных отношений в соответствии с прогнозируемым и планируемым будущим.
Значение общественного планирования и прогнозирования в государственном регулировании
Планирование и прогнозирование общественных отношений является основой для предсказаний, предвидения развития общества в соответствии с данными предыдущих периодов.
Общественное планирование и прогнозирование обеспечивает возможность формирования долгосрочной стратегии развития общества и государства, выработки адекватной государственной политики, ориентированной на состояние желаемого будущего.
Общественное прогнозирование первоначально по отношению к общественному планированию. Общественное прогнозирование ориентировано на достижение следующей цели: обеспечение разработки научных предпосылок для принятия государственных решений. Предпосылки в этом случае включают в себя следующие составляющие:
- во-первых, анализ тенденций и закономерностей изменения общественных отношений;
- во-вторых, выработка альтернативного предвидения будущего развития общества;
- в-третьих, оценка результатов государственного воздействия на прогнозируемые процессы в обществе.
Переплетение тенденций мировой глобализации, ускоренного развития научно-технического прогресса, санкционной политики обеспечивает резкий рост уровня неопределенности развития общества и государства, увеличивает возможность и стоимость ошибки государственных решений. Все это актуализирует значение прогнозирования и планирования в регулировании общественных процессов со стороны государства.
Общественный прогноз представляет собой систему научно аргументированных представлений о будущем состоянии общества и государства, носящих вероятностный, но достоверный характер. Разновидностью прогнозирования выступают сценарии развития, разработка которых осуществляется с учетом определенных действий со стороны государства, факторов общественного развития и иных условий.
Общественное планирование обеспечивает расчет необходимых ресурсов для обеспечения будущего развития общества и государства, выявление источников их получения и оценку эффективности использования. В рамках рыночной экономики общественное планирование не утрачивает своей значимости, хотя уходит от избыточной централизованности с целью максимальной приближенности к потребностям конкретных территорий.
Разработка планов представляет собой объективную оценку текущего состояния общества и государства, их возможностей и реальных перспектив. Общественное планирование обеспечивает поиск инвестиций, выявление наиболее перспективных проектов с точки зрения рыночной экономики.
Общественное планирование отражает тактические и стратегические задачи развития общества и государства, пути решения этих задач. Общественное планирование является сложным и трудоемким процессом, обеспечивающим достижение значимых для общества результатов.
Преимуществами общественного планирования является обеспечение перспективного мышления на всех уровнях государственного и муниципального управления, выбора наиболее оптимальных решений в условиях конкретных общественных проблем, роста информационной обеспеченности государственной власти, минимизации потерь и рисков, согласованности и координации деятельности всех элементов общественного и государственного управления, предвидения возможных перемен и подготовки к ним.
Характеристика способов общественного прогнозирования
Общественное прогнозирование может осуществляться следующими способами:
- во-первых, посредством описания изменений общественных процессов, развития государства;
- во-вторых, посредством формирования параметров, которые характеризуют изменения общественных процессов или развития государства.
При использовании первого способа различают трендовый и факторный подходы. В первом случае общественное прогнозирование основывается на использовании экстраполяции выровненных значений динамических временных рядов прогнозируемых показателей. Трендовый прогноз выступает в качестве особого вида прогноза, основанного на применении линейной экстраполяции сложившейся в прошлом тенденции для описания общественного развития. Во втором случае общественное прогнозирование основано на использовании факторов, способных оказывать воздействие на развитие общества и государства. В основе данного подхода находится оценка степени влияния каждого из факторов на достижение будущего состояния общества и государства.
При использовании второго способа различают нормативный и генетический подходы. В первом случае основу прогнозирования составляет характеристика управляемости прогнозируемых объектов, уровень их подчиненности целям развития общества и государства. Во втором случае основу общественного прогнозирования составляют постоянные тенденции, придающие инерцию процессу развития общества и государства. Прогнозирование осуществляется исходя из предпосылки генетической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего даже при условии наличия различий между ними.
Общественное прогнозирование также основано на использовании следующих методов:
- во-первых, метода экспертных оценок, в основе которого находится обобщение мнений экспертов в тех или иных сферах, позволяющее выработать определенный прогноз;
- во-вторых, методы логического моделирования, основанные на качественном описании прогнозируемых процессов. Эти методы функционируют за счет исследования общих закономерностей функционирования общества и государства, анализируемых в определенной логической последовательности;
- в-третьих, методы экономико-математического моделирования, базирующиеся на имитации реальных общественных процессов и развития государства посредством построения упрощенных экономико-математических моделей.