Право граждан на обращение в органы государственного управления
Обращение граждан в органы государственного управления – это реализация права каждого гражданина на обращение в органы государственного управления, государственные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, а также к их должностным лицам.
В соответствии с российским законодательством граждане могут реализовать право на обращение в государственные органы на свободной и добровольной основе. Реализация данного права не должна нарушать свободы и права иных лиц.
Обращение граждан в государственные органы подлежит бесплатному рассмотрению.
Порядок осуществления обращения граждан в органы государственного управления и рассмотрения этих обращений регулируется следующими нормативными актами:
- Конституцией России;
- международными договорами, ратифицированными Россией;
- федеральными конституционными законами;
- федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и так далее.
Региональные государственные власти наделены правом формирования собственных нормативных актов, обеспечивающих защиту прав населения на обращение в органы государственного управления.
Обращение граждан в органы государственного управления выполняется форме письменного или электронного документа, содержащего в себе либо предложение, либо заявление, либо жалобу. Законодательство допускает возможность обращения граждан в государственные органы также в устной форме.
Права граждан при обращении в государственные органы
За гражданином, обращающимся в органы государственного управления, закрепляется ряд прав, к числу которых относятся следующие:
- право предоставления дополнительных документов и материалов или обращение с просьбой их истребования;
- право ознакомления с материалами и документацией, относящимися к рассмотрению обращения, при условии, что это не затрагивает интересы, свободы и права иных лиц или не нарушает государственную или иную охраняемую в соответствии с законодательством тайну;
- право получения письменного ответа на вопросы, поставленные в обращении;
- право обращения с жалобой на принятое в ходе рассмотрения обращения решение, действия или бездействие органов государственного управления, в том числе в органы суда;
- право на обращение с заявлением относительно прекращения рассмотрения ранее поданного обращения.
Порядок письменного обращения граждан в органы государственного управления
Законодательство предъявляет определенные требования к обращению гражданина в органы государственного управления в письменной форме. При выполнении письменного обращения в органы государственного управления требуется обязательное указание следующих реквизитов:
- наименование органа государственного управления, в отношении которого направляется обращение в письменной форме;
- указание фамилии, имени, отчества должностного лица органа государственного управления, в отношении которого направляется обращение;
- указание должности должностного лица органа государственного управления, в адрес которого направляется обращение;
- указание фамилии, имени, отчества гражданина, направляющего обращение в орган государственного управления;
- указание почтового адреса, на который предполагается получение ответа на обращение в органы государственного управления;
- изложение сути заявления, предложения, жалобы;
- личная подпись и дата обращения.
При необходимости граждане с целью подтверждения своих доводов могут дополнять письменное обращение в органы государственного управления соответствующими документами, материалами, в том числе в виде копий.
Аналогичным образом оформляется обращение граждан в органы государственного управления в электронной форме. В этом случае адрес получения ответа на обращение может быть заменен адресом электронной почты. К обращению в электронной форме допускается прикрепление материалов и документов также в электронной форме.
Направление обращения в письменной форме осуществляется гражданином непосредственно в тот орган, который уполномочен на решение вопросов, поставленных в обращении. Государственный орган обязан провести регистрацию обращения гражданина в обязательном порядке в трехдневный срок с момента его поступления.
В том случае, если обращение гражданина в орган государственного управления направлено не по адресу, органам государственного управления дается семидневный срок на перенаправление этого обращения по соответствующему адресу. При необходимости обращение может переправляться в несколько адресов. Государственные органы, осуществившие перенаправление обращения гражданина, могут запрашивать информацию о результатах рассмотрения перенаправленного обращения. Законодательством установлен запрет на перенаправление жалобы на рассмотрение в тот государственный орган, действия, бездействие или решение которого обжалуются.
При невозможности перенаправления обращения она подлежит возвращению гражданину с разъяснением возможности его обжалования.
Государственный орган, получивший обращение гражданина, обязан осуществлять его рассмотрение.
Рассмотрение обращения гражданина в орган государственного управления подчиняется следующим принципам:
- во-первых, объективность рассмотрения;
- во-вторых, обеспечение всестороннего рассмотрения;
- в-третьих, своевременность рассмотрения;
- в-четвертых, привлечение гражданина к рассмотрению обращения (при необходимости).
Процесс рассмотрения обращения гражданина включает в себя следующие действия:
- запрос необходимой документации и материалов иных органов государственного управления;
- принятие мер, которые направляются на восстановление и защиту прав гражданина, которые были нарушены;
- предоставление письменного ответа по существу вопросов, указанных в обращении гражданина;
- уведомление гражданина о перенаправлении его обращения в орган государственного управления.