Социальная эффективность управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления – это результат государственного и муниципального управления, выражающийся в достигнутых социальных эффектах от действий органов государственного и муниципального управления при осуществлении своих полномочий.
Сущность эффективности управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления
Сфера государственного и муниципального управления представляет собой один из сложнейших объектов, в отношении которого можно осуществить оценку эффективности. Эта сфера характеризуется сложностью выработки критериев, которые обеспечивают эффективность оценки управленческих решений.
Критериями эффективности управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления, выступают признаки, стороны и грани, а также проявления управленческих действий, анализ которых позволяет дать оценку уровню и качеству государственного и муниципального управления, их соответствия интересам и потребностям общества.
Наиболее общей объективной характеристикой эффективности государственных и муниципальных управленческих решений является общая социальная эффективность. Такая социальная эффективность позволяет определить взаимосвязь общества и государственного и муниципального управления, а также подготовленность управленческих решений государственных и муниципальных органов власти к обеспечению гармоничного и динамичного общественного развития.
Характеристика критериев социальной эффективности государственных и муниципальных управленческих решений
Социальная эффективность управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления, выражается через разнообразное количество критериев, характеризующих их в общем смысле. К числу таких критериев социальной эффективности относятся:
- во-первых, показатель производительности труда в соотношении с его мировыми аналогами в соответствующих видах;
- во-вторых, масштабы и темпы прироста показателей национального богатства, которые исчисляются согласно методике Организации Объединенных Наций;
- в-третьих, уровень национального благосостояния населения в расчете на душу населения с учетом разбивки доходов в соответствии с различными категориями, по сравнению со стандартами, установленными развитыми странами;
- в-четвертых, безопасность, надежность и упорядоченность общественных отношений, обеспечивающих их воспроизводство для нарастающего позитивного результата.
Помимо общей социальной эффективности по отношению к управленческим решениям, принимаемым в органах государственного и муниципального управления, применяются критерии специальной социальной эффективности. К числу таких критериев относятся:
- во-первых, целесообразность или ориентированность функционирования органов государственного и муниципального управления;
- во-вторых, временные затраты на решение вопросов государственного и муниципального управления и осуществление управленческих операций;
- в-третьих, стиль функционирования государственной и муниципальной управленческой системы, их подсистем;
- в-четвертых, сложность организации объектов государственного и муниципального управления;
- в-пятых, издержки организации, содержания, функционирования государственной и муниципальной управленческой системы социального, экономического, технического, кадрового и иного характера.
Помимо этого, социальная эффективность управленческих решений государственного и муниципального управления не может измеряться по отношению к каждому отдельному органу государственного и муниципального управления. В этом случае в качестве критериев выступают:
- во-первых, степень соответствия содержания, направлений и результатов деятельности органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц параметрам, установленным правовым статусом органа государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц;
- во-вторых, законность действий и решений органов государственного и муниципального управления;
- в-третьих, реальность государственных и муниципальных управленческих воздействий;
- в-четвертых, соответствие содержания государственных и муниципальных управленческих решений нуждам и запросам населения;
- в-пятых, объем и характер взаимосвязи органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц с населением;
- в-шестых, целесообразность и правдивость государственной и муниципальной управленческой информации;
- в-седьмых, меры обеспечения решений и действий органов государственного муниципального управления и их должностных лиц по обеспечению государственного и муниципального престижа;
- в-восьмых, моральное и нравственное состояние органов государственного и муниципального управления, а также его влияние на население.
Рациональность управленческих решений органов государственного и муниципального управления как критерий их социальной эффективности
Одним из значимых критериев оценки социальной эффективности управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления, выступает рациональность этих решений.
Рациональность государственных и муниципальных управленческих решений выражается в адекватности организационных форм этих решений, их соответствии определенным целям, задачам развития общества, нормативам и нормам, параметрам деятельности и так далее.
Рационализация государственных и муниципальных управленческих решений обеспечивается коллегиальностью форм их принятия.
Рациональность государственных и муниципальных управленческих решений обеспечивается применением современных технологий их выработки, оценки и соответствия интересам развития общества, соблюдения подлинного уважения к человеку и населению при их разработке и так далее.