Контроль и надзор в сфере гособоронзаказа – это законодательно регламентированное направление контрольно-надзорной деятельности в сфере публичного управления, связанное с формированием, спецификой размещения и реализацией государственного оборонного заказа, то есть установленного подзаконным актом федерального правительства задания на поставку товара, реализацию работы или оказание услуги для федеральных нужд в целях обеспечения безопасности и обороны государства, а также задания на поставку продукта в области военно-технического сотрудничества России с другими странами исходя из положений международных обязательств.
Значение контроля и надзора в сфере гособоронзаказа
К числу важнейших функций государства относится обеспечение обороны и безопасности. При этом для непосредственной реализации указанных функций государству необходимо не только организовать функционирование соответствующих подсистем публичного управления, но и обеспечить их функции и полномочия поставкой необходимых для обеспечения обороны и безопасности товаров, выполнением работ и оказанием услуг.
Для этого государство в лице федерального правительства в соответствии с законодательно установленной процедурой формирует задание на поставку товара, осуществление работ и оказание услуг для федеральных нужд, а также поставку продукта в области военно-технического сотрудничества России с другими странами в рамках международных соглашений.
Ввиду высокой значимости вопросов обеспечения обороны и безопасности государства процедура формирования, специфика размещения и реализации гособоронзаказа подлежит жесткой законодательной регламентации. Для того чтобы обеспечить выполнение законодательно регламентированной процедуры закон также предусматривает формирование и реализацию механизма контрольно-надзорных мероприятий в области гособоронзаказа.
Функции контроля и надзора в сфере гособоронзаказа
Контрольно-надзорные мероприятия в сфере гособоронзаказа реализует уполномоченный федеральным правительством орган исполнительной власти – Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии со специальным законодательством в рассматриваемой сфере Федеральная антимонопольная служба реализует следующие функции:
- осуществления в рамках полномочий контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением требований законодательства в области гособоронзаказа;
- выявление нарушений законодательства в области гособоронзаказа;
- принятие мер в отношении прекращения таких нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц;
- реализация мер по профилактике нарушений законодательства в области гособоронзаказа;
- обеспечение защиты интересов Федерации при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в области гособоронзаказа.
Полномочия контроля и надзора в сфере гособоронзаказа
Специальным федеральным законодательством на контролирующий орган возложены следующие полномочия:
Возбуждение и рассмотрение дел по нарушениям законодательства в области гособоронзаказа, в том числе выдача требований о прекращении бездействия или действий, которые характеризуются признаками нарушения законодательства в рассматриваемой сфере;
Выдача государственным заказчикам и исполнителям обязательных для реализации предписаний, в том числе по:
- прекращению нарушений требований законодательства и устранению последствий такого нарушения в рассматриваемой сфере;
- недопущению действий и бездействия, которые могли бы привести к нарушению требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- направлению в федеральный бюджет доходов, которые получены ввиду допущения нарушения законодательных требований в рассматриваемой сфере;
- направлению в федеральный бюджет средств для возмещения ущерба, который был причинен интересам Федерации ввиду допущения нарушения требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- выдача государственным заказчикам, органам публичного управления и иным реализующим в установленном законом порядке функции указанных органов органам и организациям, должностным лицам обязательных для исполнения предписаний, в том числе по:
- отмене, изменению акта нарушающего требования законодательства в рассматриваемой сфере;
- прекращению нарушений требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- недопущению действий и бездействия, которые способны привести к нарушению требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- привлечение к административно-правовой ответственности за нарушение требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- обращение в судебные инстанции с исковыми заявлениями и иными заявлениями о нарушении требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- проведение проверочных мероприятий в отношении соблюдения требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- обращение в рамках собственных полномочий в соответствии с процедурой установленной федеральным законодательством в органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность с просьбой о реализации оперативно-розыскных мероприятий;
Издание в рамках собственных полномочий нормативных правовых актов, которые устанавливают:
- форму представления информации о повышении цен поставщиками на поставляемый товар, работу или услугу головным исполнителем;
- процедуру реализации проверочных мероприятий в плановом и внеплановом порядке;
- процедуру рассмотрения дел по нарушениям требований законодательства в рассматриваемой сфере;
- порядок осуществления контрольных мероприятий в отношении соблюдения процедуры ценообразования на объект поставок в рассматриваемой сфере;
- порядок реализации в рамках собственных полномочий и исходя из требований федерального законодательства производства по делам об административных правонарушениях;
- порядок ведения реестра организаций, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта в рассматриваемой сфере, в том случае если для них заключение такого контракта было обязательным.
Контролирующие органы реализуют проверочные мероприятия в плановом порядке в том случае, когда истек трехлетний период с момента регистрации организации или с окончания предыдущей плановой проверки. В свою очередь, для проведения внеплановых проверочных мероприятий законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в том числе сообщение, заявление организаций и физических лиц о допущении нарушений требований законодательства в рассматриваемой сфере.