Нормативно-правовое регулирование государственной и муниципальной службы – это система нормативно-правовых актов, определяющих аспекты осуществления государственной и муниципальной службы на территории Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований.
Сущность государственной и муниципальной службы
Государственная и муниципальная служба представляет собой осуществление практической профессиональной деятельности по участию населения в реализации целей и функций государственного управления посредством обеспечения полномочий органов государственного и муниципального управления и их должностных лиц.
Государственная и муниципальная служба является практическим воплощением публичной власти, осуществляемой на территории федерации, ее регионов и муниципальных образований. Сложность и многогранность государственной и муниципальной службы, ее значимость для общества и самого существования государства предъявляет высочайшие требования к нормативно-правовому регулированию осуществления государственной и муниципальной службы.
Понятие государственной и муниципальной службы закрепляется федеральным законодательством.
В соответствии с федеральным законодательством государственная муниципальная служба представляет собой:
- во-первых, профессиональную деятельность;
- во-вторых, деятельность, направленную на обеспечение полномочий и функций государственного и муниципального управления.
Специфика нормативно-правового регулирования государственной службы
В системе нормативно-правового регулирования государственной службы можно выделить два уровня:
- во-первых, федеральный уровень регулирования государственная служба;
- во-вторых, региональный уровень регулирования государственной службы.
В состав нормативно-правовых актов, регулирующих государственную службу, включаются следующие документы:
- основной закон Российской Федерации в виде Конституции, а также федеральные конституционные законы и федеральные договоры относительно разграничения предметов ведения между федерацией и регионами;
- конституции регионов в форме республик;
- уставы регионов в форме автономных областей, краев, автономных округов, областей, городов федерального значения;
- федеральные законы автономных областей и округов;
- федеральные законы России;
- региональные законы;
- указы российского президента;
- постановления российского правительства;
- нормативно-правовые акты российского парламента;
- нормативно-правовые акты органов государственного управления регионального уровня, в число которых входят нормативно-правовые акты высших должностных лиц регионов, нормативно-правовые акты законодательных органов регионального государственного управления, нормативно-правовые акты исполнительных органов государственного регионального управления.
Регионам России федеральным законодательством даровано право на разработку собственного законодательства, регулирующего порядок несения государственной службы: региональное законодательство по вопросам государственной службы обеспечивает многообразие системы государственного управления при сохранении единства в части организации и правового статуса государственной службы.
Региональное законодательство о государственной службе призвано регулировать государственные служебные отношения на территории регионов, специфические вопросы института государственной службы.
Специфика нормативно-правового регулирования муниципальной службы
В системе нормативно-правового регулирования муниципальной службы можно выделить три уровня:
- во-первых, федеральный уровень;
- во-вторых, региональный уровень;
- в-третьих, муниципальный уровень.
На федеральном уровне нормативно-правовые основы осуществления муниципальной службы составляют положения:
- российской Конституции, которые учреждают сам институт муниципальной службы,
- Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», регулирующего разнообразные аспекты осуществления муниципальной службы, начиная от ее понятия и заканчивая финансированием,
- федеральных законов, регулирующих специальные вопросы муниципальной службы,
- других нормативно-правовых актов федерального уровня, включающих в себя президентские указы и правительственные постановления в сфере муниципальной службы.
На уровне регионов нормативно-правовую основу осуществления муниципального управления составляют конституции или уставы регионов, законы регионального уровня, другие нормативно-правовые акты регионального уровня.
Региональные власти оказывают существенное влияние на нормативно-правовое регулирование муниципальной службы. Каждый субъект Российской Федерации принимает собственные законы, регулирующие порядок осуществления муниципальной службы в муниципальных образованиях, расположенных на территории региона. Нормотворчество в системе регионального регулирования муниципального управления отличается высокой динамичностью, регулированием широкого спектра вопросов, которые связаны с несением муниципальной службы, в частности, это вопрос формирования реестра муниципальных должностей, порядка денежного содержания муниципальных служащих и так далее.
Низший уровень нормативно-правового регулирования муниципального управления формирует муниципальные правовые акты. Они включают в свой состав:
- уставы муниципальных образований;
- решения сходов граждан;
- другие муниципальные правовые акты.
На муниципальном правовом уровне нормативно-правовое регулирование муниципального управления и муниципальной службы ориентировано на регламентацию организационных аспектов муниципальной службы, развивающих федеральное и региональное законодательство.
Основная специфика нормативно-правового регулирования муниципальной службы на муниципальном уровне состоит в необходимости соответствия содержания муниципальных нормативно-правовых актов требованиям федерального и регионального законодательства.