Налогово-бюджетная система – это важнейший кластер государственного регулирования национальной экономики, обеспечивающий функционирование системы бюджетов государства и обеспечение их необходимыми налоговыми доходами.
Сущность и назначение налогово-бюджетной системы государства
Налогово-бюджетная система рассматривается в качестве особой категории в системе государственного и муниципального управления.
Налогово-бюджетная система преследует следующую основную цель: обеспечивает стабильный экономический рост и исполнение фискальной функции государства.
Цель существования налогово-бюджетной системы страны обеспечивает распределение расходной нагрузки между разными уровнями бюджетной системы за счет закрепления и перераспределения доходов между государственными внебюджетными регионального и федерального уровня, а также муниципальными бюджетами.
Налогово-бюджетная система включает в себя ряд элементов, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, государственные бюджеты федерального и регионального уровня, бюджеты муниципальных образований;
- во-вторых, систему федеральных, региональных, муниципальных сборов и налогов;
- в-третьих, систему субвенций и дотаций;
- в-четвертых, совокупность финансовых потоков между различными уровнями бюджетной системы.
Налогово-бюджетная система государства обеспечивает реализацию его фискальной политики, представляющую собой совокупность мер государственного управления налогово-бюджетной системой.
Государственное управление налогово-бюджетной системой
Государственное управление налогово-бюджетной системой – это направление государственной политики, состоящее в использовании определенным образом финансовых ресурсов страны, регулировании расходов и доходов, обеспечении сбалансированности бюджетной системы, налоговом регулировании и организации денежного обращения на территории страны.
Государственное управление налогово-бюджетной системой направлено на решение следующего комплекса задач:
- обеспечение достижения фискальных целей государства;
- достижение стабильности экономического роста;
- оказание стимулирующего воздействия на производство и его рост;
- оказание стимулирующего воздействия на инновационную деятельность;
- реализация регулирующих мер по отношению к инвестиционной активности;
- реализация социализирующих мер в отношении реального сектора экономической системы страны;
- формирование условий, обеспечивающих активизацию предпринимательства.
В российской концепции государственного управления налогово-бюджетной системой основу составляет интеграция бюджетной системы с целью обеспечения эффективности функционирования и надежности контроля. Российская налогово-бюджетная система ориентирована на формирование единого фонда финансов государства. Данный процесс, несмотря на существенные исторические изменения в функционировании страны, практически непрерывен. При этом государство ориентировано на развитие федеративных бюджетных отношений, обеспечивающих эффективное распределение финансовых потоков между различными уровнями бюджетной системы. Налогово-бюджетная система России основана на принципе бюджетного федерализма, подразумевающем перераспределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системой и органами власти различного уровня.
Основы государственного управления налогово-бюджетной системы страны составляют положения российской Конституции, которая закрепляет принципиальные основы бюджетного устройства государства, Бюджетного кодекса России, который устанавливает уровни бюджетной системы, определяет порядок формирования, исполнения бюджетов различных уровней, а также управления ими, Налогового кодекса России, который устанавливает систему сборов и налогов, а также определяет порядок функционирования налоговой системы страны, иных нормативно-правовых актах, раскрывающих положения Бюджетного и Налогового кодексов страны.
Налогово-бюджетная система России предусматривает самостоятельность каждого ее уровня, недопустимость включения бюджетов одних уровней в состав других уровней. При этом консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя все финансовые потоки страны.
В основе формирования налогово-бюджетной системы страны находится принцип закрепления за каждым уровнем бюджетной системы собственных источников доходов, существенную роль в которых играют налоговые доходы.
Налоговые доходы налогово-бюджетной системы страны делятся на три вида, в зависимости от уровней бюджетной системы: федеральные, региональные и местные.
Основная задача управления налогово-бюджетной системой страны состоит в обеспечении такого распределения финансовых потоков между уровнями бюджетной системой, которые позволяют максимально эффективно решать вопросы управления государством и муниципальными образованиями.
Особенностью налоговых доходов бюджетной системы является то, что местные налоги формируют доходную часть муниципальных бюджетов, региональные налоги обеспечивают формирование бюджетов регионального уровня, а также частично направляются в муниципальные бюджеты. Федеральные налоги могут распределяться между всеми уровнями бюджетной системы.
Государство обеспечивает региональным и муниципальным властям определенный уровень участия в формировании налоговых доходов бюджетной системы за счет установления тех или иных элементов налогообложения по налогам своего уровня в пределах границ, закрепленных Налоговым кодексом страны.
Государство стремится и обеспечению полноты сбора налогов в бюджетную систему, поскольку наличие финансовых ресурсов обеспечивает эффективное решение всех задач государства, выходящих далеко за рамки налогово-бюджетного регулирования.