Налоги на имущество – это элемент налоговой системы и непосредственно виды налогов, уплачиваемых гражданами и организациями в связи с владением ими отдельными видами имущества, например, недвижимым имуществом, транспортным средством и др.
Роль налогов в доходах бюджетов
В теории и налоговом законодательстве налог определяется как индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с физических лиц и юридических лиц посредством отчуждения принадлежащих таким лицам на праве собственности денежных ресурсов. Налоги взимаются в виде обязательных платежей физических лиц и юридических лиц, которые поступают государству на условиях и в сроки, установленные налоговым законодательством.
Сущность и социальное назначение налогов отражается в решаемых налогами задачах, к числу которых относятся:
- Финансирование расходов государства на осуществление функций и задач публичного управления. Физические лица и юридические лица на условиях, установленных законодательством, направляют часть своих доходов для формирования ресурсов бюджета и внебюджетных фондов для решения задач публичного управления, то есть ресурсы, аккумулируемые в бюджете, расходуются на обеспечение социальных, экономических, политических функций государства, в том числе на содержание государственного механизма, функционирование организаций общественного сектора, реализацию стратегий и программ развития территорий и отдельных отраслей хозяйствования.
- Обеспечение баланса между доходами отдельных социальных групп для сглаживания неравенства и решения социальных задач. Это регулирующая функция налогов позволяет перераспределить денежные ресурсы в обществе таким образом, чтобы обеспечить реализацию социальной функции государства, то есть поддержку наиболее уязвимых слоев населения.
- Регулирование соответствия объемов поступлений в бюджет потребностям общества и государства на определенном этапе развития. Иными словами, полнота и своевременность поступления налоговых отчислений в бюджет обеспечивает надлежащее исполнение функций публичного управления.
Понятие и виды налогов на имущество и их роль в доходах бюджетов
На этапе становления современного налогового законодательства в перечне налогов предусматривался налог на недвижимость. Налог на недвижимость был попыткой сформировать институт, объединяющий имущественные налоги в единый. Однако в последующем законодатель отказался от такого механизма установления имущественных налогов, и сегодня каждый из предусмотренных налоговым законодательством имущественных налогов взимается самостоятельно согласно правилам, предусмотренным соответствующими главами налогового законодательства:
- вопросы налогообложения физических лиц и юридических лиц, владеющих транспортными средствами, регулируется положениями гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ);
- вопросы налогообложения имущества организации урегулированы положении гл. 30 НК РФ;
- вопросы налогообложения земельных участков урегулированы гл. 31 НК РФ;
- вопросы налогообложения имущества физических лиц урегулированы гл. 32 НК РФ.
Правила взимания указанных налогов на имущество претерпевали значительные изменения с момента принятия НК РФ. Так, налог на имущество предприятий, который взимался с 1992 г., поступал в равных долях в местный и региональный бюджеты. С 2004 г. налог на имущество предприятий был упразднен и введен налог на имущество организаций. Такой налог является региональным и подлежит полному зачислению в региональный бюджет. Транспортный налог относится к числу региональных и полностью поступают в региональный бюджет. Налог на имущество физических лиц, а также земельный налог отнесены к муниципальным налогам и подлежат полному зачислению в местный бюджет.
Рост значимости налогов на имущество в обеспечении доходов региональных бюджетов
В текущей экономической и политической ситуации особое значение для российской экономики приобретает обеспечение потребностей региональных территорий собственными финансовыми ресурсами. Иными словами, финансовая самостоятельность и благополучие региональных территорий в немалой степени зависит от наращивания ими собственного налогового потенциала на базе местных и региональных налогов. Однако необходимо отметить, что ни на одной региональной территории налоговые поступления не относятся к формирующим бюджет, при этом в региональных бюджетах ключевую роль играют безвозмездные перечисления и отчисления от федеральных налогов. Государством при этом провозглашена задача сокращения финансовой зависимости региональных бюджетов от федеральных. Это предполагает, что безвозмездные перечисления не могут рассматриваться в качестве главного резерва роста объема региональных доходов.
Анализ собственных налоговых доходов региональных бюджетов позволяет говорить о возрастающей роли налогов на имущество, номинальный объем которых составляет более 30%. При этом наибольший объем налоговых отчислений в региональные бюджеты обеспечивается налогом на имущество организаций. В свою очередь, объемы поступлений от взимания транспортного и земельного налогов существенно ниже. Меньше всего отчислений поступает по налогу на имущество физических лиц.
При этом возрастание роли имущественных налогов в формировании доходов регионального бюджета следует рассматривать как положительную тенденцию, имеющую объективные предпосылки, в том числе:
- постепенный рост ставок налогов по отдельным видам имущества;
- изменение федерального законодательства в части пересмотра льгот, касающихся налогообложения движимого имущества;
- рост налоговой базы налогоплательщиков за счет реализации региональными правительствами инвестиционной политики и др.
Для повышения роли налогов на имущество в формировании доходной части бюджета региональных территорий необходимо предоставить региональным территориям более широкие полномочия по регулированию системы региональных налогов для учета специфики экономической системы региональной территории и обеспечения финансовой стабильности региональной территории.