Национальный режим при осуществлении закупок – это совокупность правил, регулирующих порядок закупки товаров, услуг и работ иностранного производства.
Общая характеристика национального режима при осуществлении закупок
Национальный режим призван регулировать осуществление государственных и муниципальных закупок товаров, услуг и работ при условии их производства в других странах.
Национальный режим при осуществлении закупок подразумевает установление запретов, ограничений и условий допуска. Применение национального режима призвано обеспечить независимость от иностранных поставок и развитие собственной экономики. В качестве основного фактора оценки и оформления заявки национальный режим подразумевает страну производства товара. Таким образом, преимущественную возможность заключения договора на государственную и муниципальную закупку получает отечественный производитель товаров или предприниматель из государств ЕАЭС.
С 2021 года указание страны происхождения товара является обязательным условием при осуществлении любых видов закупок. Данная информация дублируется в извещении, контракте, иной документации по государственной и муниципальной закупки. Контроль за этими сведениями возлагается на Казначейство Российской Федерации.
Правовую базу национального режима при осуществлении закупок обеспечивает статья 14 Закона о контрактной системе. При этом российское Правительство оставило за собой право внесения дополнительных запретов и ограничений на пропуск товаров, услуг и работ иностранного производства для муниципальных и государственных нужд. Национальный режим характеризуется отраслевым характером и подлежит регулированию со стороны специальных правительственных постановлений.
Информация о национальном режиме государственных и муниципальных закупок подлежит отображению во всей документации, связанной с этой закупкой. На поставщика возлагается обязанность предоставления данных и документов, указанных в нормативно-правовых актах, с целью подтверждения места происхождения товаров и услуг.
В связи с пандемией допускается порядок осуществления срочной закупки у единственного поставщика, в соответствии с которым возможна государственная или муниципальная закупка любого товара иностранного производства, если необходимо ликвидировать последствия или предупредить распространение коронавирусной инфекции.
Перечень товаров, запрещенных национальным режимом для закупок
Национальный режим устанавливает запрет на закупку перечня товаров иностранного происхождения в количестве, превышающем 100 позиций. Закупка товаров из данного перечня категорически запрещена. Конкретный перечень таких товаров устанавливаются Постановлением Правительства от апреля 2020 года. Примером таких товаров выступают промышленные товары, к числу которых относят ткани, одежду, меховые изделия, обувь, кожу выделанную и дубленую, чемоданы и женские сумки, бумагу и картон, плиты древесностружечные и древесноволокнистые, клеи, фотопленки и фотопластинки, покрышки, шины, камеры резиновые, пластмассовые изделия, стекло литое и так далее.
Еще одним более ранним правительственным Постановлением от декабря 2019 года установлен запрет на допуск к государственным и муниципальным закупкам программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих хранение данных, программ для ЭВМ и баз данных, реализуемых на физических носителях или в цифровом формате по линии коммуникации, и так далее.
При соблюдении определенных условий иностранные товары могут быть допущены к государственным и муниципальным закупкам по национальному режиму. Такие условия оговариваются Приказом Минфина от 2018 года. Например, таким условием является заключение контракта при проведении аукциона при условии снижения цены на 15 % от изначальной предложенной победителем аукциона, если в его предложении хотя бы один товар является иностранным.
Особенности запретов и ограничений при применении национального режима в отношении государственных и муниципальных закупок
Законодательство предусматривает два вида действия национального режима в отношении закупок товаров, услуг и работ – это запреты и ограничения. В первом случае речь идет о действиях абсолютного характера, то есть установлении конкретного и категоричного запрета на закупку определенных товаров и услуг, имеющих иностранное происхождение. Во втором случае ограничение предусматривает предоставление преференций при осуществлении закупок из конкретных стран, например, стран ЕАЭС.
В некоторых случаях запрет на закупку иностранных товаров и услуг может быть недействителен. К числу этих случаев относятся следующие:
- есть одобрение и разрешение Министерства промышленности и торговли на закупку товара, который не изготавливается на российской территории;
- стоимость единицы товара не превышает 100 000 рублей, а общая стоимость закупки не более 1 млн рублей;
- есть необходимость совмещения уже имеющегося у заказчика товара с продукцией определенного товарного знака;
- приобретаются запасные элементы к иностранным товарам и аппаратам, которые используются заказчиком;
- закупки Министерства внутренних дел, Службы внешней разведки, национальной гвардии и иных аналогичных организаций;
- закупки продукции ФСО, осуществляемые для обеспечения государственной охраны;
- закупки транспорта Министерством внутренних дел для целей обеспечения безопасности объектов государственной охраны и осуществления мероприятий оперативно-поискового характера;
- закупки программного обеспечения или прав на это обеспечение консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами Российской Федерации, торговыми представительствами России в международных организациях, применяемых для обеспечения их деятельности на территории иностранных государств.