Полиэтнические государства - это многонациональные государства, в которых проживают представители различных этносов, наций, народностей, этнографических и национальных групп.
Сущность полиэтнических государств
В историческом плане формирование полиэтнических государств обусловлено тем, что часть государств была сформирована за счет освоения и объединения обширных территорий до того момента, как там произошло формирование отдельных наций и развитие национального движения. Также к причинам формирования полиэтнических государств относится колониальная экспансия и интенсивные миграции.
В состав полиэтнического государства входит более чем одна этническая группа. В настоящее время практически все государства, за редким исключением, являются полиэтническими.
Для российского подхода к определению сущности полиэтнического государства характерно его следующее содержание: это государство, в рамках государственных границ которого проживают различные этносы. Такие государства можно разделить на следующие группы:
- во-первых, государства, в границах которых преобладает одна нация при наличии более или менее значимых национальных меньшинств. К таким государствам относят Францию, Китай, Турцию, Марокко, Австралию и так далее;
- во-вторых, государства, в границах которых проживают два крупных этноса. Примером таких государств являются Бельгия и Канада;
- в-третьих, государства, имеющие сложный этнический однородный национальный состав. К таким государствам относятся Афганистан, Лаос, Иран, Пакистан;
- в-четвертых, государства, имеющие сложный и разнообразный в этническом отношении национальный состав. К данному виду государств относят Швейцарию, Россию, Индию, Индонезию.
Национальные отношения как объект государственного управления
Национальные отношения – это отношения, возникающие между различными этносами, проживающими на территории одного государства.
В основе национального вопроса, связанного с национальными отношениями, находится национальное неравенство, неравенство культурного и социально-экономического развития отдельных наций, народностей, этносов, отставание одних наций от других.
В основе данной проблемы находится социальное и конкретно-историческое содержание, которое включает в себя систему проблем национального характера на каждом конкретном этапе развития полиэтнического государства.
К причинам возникновения межнациональных конфликтов в полиэтнических государствах можно отнести следующие:
- допущение актов несправедливости или беззакония в отношении отдельных народов;
- неравномерность социально-экономического, культурного и духовного развития национальных образований;
- преобладающая роль отраслевого принципа государственного управления, не всегда способного учитывать национальные традиции, условия, социально-экономические интересы развития отдельных территорий;
- миграционные и демографические процессы, влияющие на этнический состав населения регионов;
- социально-экономические кризисы, способные влиять на благосостояние всего населения государства;
- наличие проблем во взаимоотношениях некоренных и коренных граждан отдельных регионов;
- невнимательное отношение государства к проблемам национального характера.
Национальные отношения являются объектом государственного управления любого полиэтнического государства на современном этапе его развития. Игнорирование национального вопроса со стороны властей может стать причиной вооруженных конфликтов.
Порядок управления национальными отношениями в полиэтнических государствах
Одним из наиболее значимых вопросов государственного управления в рамках полиэтческого государства является вопрос развития и формирования межнациональных отношений. Особую актуальность эта проблема приобретает в тех регионах, которые отличаются разнообразным этническим составом, традициями, вероисповеданием, языками и прочим.
Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить наличие эффективного механизма, который способствует сохранности и развитию согласия на межнациональном уровне. В качестве такого механизма выступают национально-культурные автономии, которые призваны обеспечивать возрождение традиционных культур различных народов, ознакомление населения с особенностями этой культуры, установление контактов с соотечественниками в других странах, обеспечение полного участие этнических диаспор и национальных групп в общественно-политической жизни страны.
Практическая значимость национально-культурных автономий выражается в следующем:
- во-первых, они обеспечивают и содействуют социализации граждан, в том числе молодых людей;
- во-вторых, они обеспечивают реализацию культурно-просветительских и гражданских функций, направленных на активизацию культурного диалога различных народов, существующих в рамках одного государства.
Решению этих задач способствует успешность реализации политики государства в сфере национальных отношений. Такая политика должна на быть ориентирована на обеспечение совершенствования взаимодействия органов государственного управления, ответственных за регулирование межнациональных отношений, и национально-культурных центров, интерес которых состоит в повышении эффективности своего функционирования за счет развития инициатив отдельных этносов.
Также значимой задачей управления национальными отношениями в полиэтническом государстве является формирование средств, методов, направлений разрешения конфликтов межнационального характера, осуществление их прогнозирования и ведение работы по предупреждению.
Управление национальными отношениями в полиэтническом государстве выходит за рамки только национальных вопросов, включая в себя вопросы экономического, социального, государственно-правового, культурно-духовного и иного характера.