Основы и принципы муниципального управления в России
Основа муниципального управления в Российской Федерации закладывается на уровне Конституции, декларирующей наличие местного самоуправления. Другие нормативно-правовые акты определяют структуру построения муниципальных органов власти, их компетенцию, порядок распределения средств государства между разными уровнями власти, в том числе и местной.
Принципы построения муниципального управления в России включаются в себя:
- Приоритетность прав и свобод гражданина и человека. Эта приоритетность закрепляется в Конституции страны и оказывает определяющие воздействие на содержание муниципального управления, что обусловлено спецификой реализации указанных прав и свобод, осуществляемой, как правило, в месте проживания гражданина, то есть на местном уровне. Соответственно муниципальные органы власти могут оказывать на этот процесс наибольшее влияние;
- Законность. Для муниципальных органов власти обязано осуществление их деятельности в рамках полномочий, определяемых законодательством. Гарантом законности в этом случае выступает государство, которое контролирует деятельность местных органов власти;
- Самостоятельность. Данный принцип реализуется, во-первых, в отделении муниципальной власти от государственной, во-вторых, обеспечении самостоятельного решения вопросов местного значения, в-третьих, определении структуры местного самоуправления населением муниципального образования, в-четвертых, наличие собственных финансов муниципальных образований. Самостоятельно определяет выборностью местных органов власти, реализующих право население на их формирование;
- Организационная обособленность. Органы местного самоуправления на конституциональном уровне исключены из системы органов государственного управления, но государство сохраняет за собой право на делегирование определенных государственных полномочий муниципальным властям. Муниципальные власти реализуют публично-властные полномочия посредством издания правовых актов местного значения, реализации делегированных им государственных полномочий;
- Многообразность форм муниципального управления. Принципы местного самоуправления определяются федеральным и местным законодательством, а непосредственно построение системы органов муниципальной власти находится в ведении муниципального образования и может выстраиваться с учетом особенностей исторического развития;
- Демократизм, основанный на сочетании его представительной и непосредственной части. основу осуществления местного самоуправления составляют прямое волеизъявление граждан в различных формах (референдумы, обращения граждан и прочее), действие посредством выборных и иных органов муниципального управления;
- Ориентированность на интересы населения муниципального образования. Суть местного самоуправления освободится к населению населения муниципального образования правом самостоятельного решения местных вопросов;
- Соразмерность полномочий муниципального управления их материально-ресурсному обеспечению. Реализация муниципального управления требует ресурсно-финансового обеспечения, которое выражается в наделении местных органов власти правом решения бюджетных вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью и ее защитой;
- Гарантированность местного самоуправления. Право на местное самоуправление закреплено в Конституции страны.
Вопросы местного значения
Население реализует право на местное самоуправления путем непосредственного волеизъявления или через выборные или назначаемые органы власти. Система органов местного самоуправления строится под влиянием интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, его исторических и традиционных особенностей.
Муниципальные органы власти призваны решать вопросы местного значения. К числу таких вопросов относятся:
- разработка, изменение и принятие устава муниципального образования, контроль его соблюдения на практике;
- управление муниципальной собственностью;
- формирование и распределение муниципальных финансов;
- управление социально-экономическим развитием муниципального образования;
- управление муниципальным жилищным фондом;
- управление муниципальным образованием;
- управление муниципальным здравоохранением;
- управление охраной общественного порядка;
- управление строительной деятельностью на территории муниципального образования;
- регулирование градостроительной деятельности;
- управление земельными, водными и иными ресурсами муниципального образования и так далее.
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления призваны осуществлять муниципальное управление на территории конкретных муниципальных образований различного типа (города, поселки и так далее).
Органы местного самоуправления могут формироваться на выборной основе либо назначаться.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, наделены полномочиями в решении вопросов местного значения и могут осуществлять делегированные им государственные полномочия.
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования.
решение вопросов местного самоуправления осуществляется либо путем проведения референдума, либо путем формирования представительного органа власти посредством выборов, наделенного правом от имени населения принимать решения по местным вопросам.
Помимо выборных органов власти Устав муниципального образования может предусмотреть иной порядок их формирования.
Государственные власти осуществляют постоянное развитие местного самоуправления путем учреждения специализированных целевых программ.