Понятие муниципального управления в Петербурге
Муниципальное управление в Петербурге – это форма реализации населением Петербурга своей власти непосредственно или через муниципальные органы для решения вопросов местного значения.
Организация муниципального управления в Петербурге осложнена сложным внутренним устройством этого муниципального образования, объединяющего 111 внутригородских муниципальных территорий, в том числе 81 округ, 9 городов, 21 поселок.
Ввиду такой структурной сложности Петербурга для эффективного муниципального управления формируются:
- муниципальное управление реализуется муниципальными органами на внутригородских территориях (т.е. на части территории, где муниципальное управление реализуется населением непосредственно и через муниципальные органы);
- вопросы местного значения и источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных территорий устанавливаются законом Петербурга, следуя необходимости сохранения единства городского хозяйства;
- границы внутригородских муниципальных территорий устанавливаются законом Петербурга с учетом мнения населения.
Совершенствование механизма муниципального управления на примере Петербурга
Становление в России демократического общества и правового государства требует всестороннего обеспечения прав и свобод личности, ориентации деятельности органов публичной власти и их должностных лиц на личность и ее потребности. Это предопределило и изменение подходов к муниципальному управлению, в том числе переход на применение результативного метода управления вместо затратного.
Сегодня требуется внедрение инновационной системы управления в муниципальное управление, направленной на решение следующих задач:
- ориентация муниципального управления на главную цель функционирования всей системы местных органов власти – обеспечение достойного уровня жизни местного населения;
- организационное совершенствование муниципального управления посредством внедрения инноваций;
- реализация задач оперативной деятельности в контексте стратегической цели муниципального управления;
- использование для оценки эффективности управления муниципальной деятельности системы показателей результативности такой деятельности;
- методическое обеспечение реализации функций отдельных направлений муниципальной деятельности и их оценки;
- мониторинг результатов управления для корректировки плана и программ мероприятий муниципального развития и использования наиболее эффективных с позиции практики инструментов управления.
Так, например, муниципальное управление в Петербурге характеризуется следующими направлениями и средствами их реализации:
- обеспечение финансового благополучия населения муниципалитета посредством активного содействия со стороны муниципальных органов развитию малого предпринимательства;
- использование потенциала молодежи муниципалитета посредством профилактических мероприятий в области предупреждения правонарушений, наркомании, терроризма, привлечения к оплачиваемым общественным работам, мероприятий, обеспечиваемых социально одобряемые формы досуга;
- повышение эффективности менеджмента муниципального управления посредством привлечения к управлению высокопрофессиональных муниципальных служащих;
- экология среды муниципалитета посредством благоустройства муниципальной территории и природоохранных мероприятий;
- безопасность населения через финансирование общественных организаций, выполняющих функции общественного порядка;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций, устранение их последствий через развернутую систему мероприятий профилактики и предупреждения.
Стандарты муниципального управления в Петербурге
По отдельным направлениям муниципального управления в Петербурге приняты стандарты деятельности, которые включают систему приоритетных направлений и показателей и отражают степень достижения цели оказания муниципальной услуги. В частности, такие стандарты действуют по благоустройству территории.
Так, например, для реализации муниципальной услуги по обеспечению парковочных мест стандарты задают цель по повышению числа парковочных мест для личного легкового автотранспорта (показатель рассчитывается исходя из числа мест на одного жителя). Стандарты ставят следующие задачи совершенствования муниципальной услуги обеспечения населения парковочными местами:
- повысить число парковочных мест ближайшей доступности;
- повысить обеспеченность парковочными местами старых районах города;
- повысить качество обеспеченности парковочными местами;
- повысить число охраняемых парковочных мест;
- снижение количества фактов причинения ущерба внутридомовой территории ненадлежащей парковкой и другое.
При этом стандарты не содержат оптимальных показателей оказания той или иной муниципальной услуги, имеются лишь указание на плановые показатели, что не позволяет оценить реальную степень удовлетворенности потребности населения по тем или иным показателям.
Оценка эффективности муниципального управления в Петербурге
Оценка эффективности муниципальных органов управления проводится в Петербурге на основе соответствующей методики, включающей:
- показатели мониторинга социально-экономического развития муниципалитета, объединенные в разделы по направлениям деятельности муниципальных органов, где указываются единицы измерения, источники сведений за контрольный период и методика расчета параметров;
- показатели оценки эффективности реализуемой муниципальными органами деятельности, объединенные в разделы по направлениям деятельности муниципальных органов, единицы измерения и методика расчета параметров.
При этом приведенная система оценки не лишена недостатков и по многим направлениям носит формальный характер, не содержит ключевых характеристик оценки в отношении отдельных параметров социально-экономического развития.