Спорт как объект муниципального управления
Как государственные, так и муниципальные власти рассматривают спорт как важнейший фактор, определяющий показатель здоровья граждан, оказывающий влияние на продолжительность жизни населения страны, региона или муниципального образования.
Федеральное законодательство включает деятельность по обеспечению условий для развития спорта на территории муниципального образования в состав вопросов местного значения.
Под спортом понимается одна из составных частей физической культуры, сформировавшаяся исторически в соревновательный формат и специальную подготовку человека или группы людей к участию в соревнованиях.
Муниципальный спорт представляет собой разновидность деятельности человека, ориентированную на обеспечение физического совершенствования жителя муниципального образования в частности и населения муниципального образования в целом, и призванную оздоровительно, политически, воспитательно и социально-экономически влиять на развитие общества.
Двумя составляющими сферы спорта являются:
- во-первых, спорт профессиональный, то есть высших достижений. Данный вид спорта курируется государственными и региональными органами власти;
- во-вторых, массовый спорт. Данный вид спорта относится к сфере деятельности муниципальных властей.
При этом крупные муниципальные образования часто осуществляют содержание профессиональных спортивных коллективов или финансируют отдельных спортсменов за счет средств муниципальных бюджетов и спонсорских пожертвований.
Общая характеристика основ муниципального управления спортом
Правовую основу муниципальной политики в сфере спорта составляют такие нормативные акты как Конституция Российской Федерации, закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иные законы и нормативно-правовые акты.
Основу концепции муниципального управления спортом составляет принцип самоуправления, который реализуется муниципальными учреждениями спорта.
Основной целью муниципального управления спортом является обеспечение ориентации деятельности общественных организаций и физкультурно-спортивных учреждений на развитие массового спорта.
Достижение указанной цели муниципальные власти обеспечивают выделением в своей структуре специального подразделения (в виде комитета, отдела, управления, департамента и прочего), которое в процессе взаимодействия с другими структурными подразделениями муниципального управления осуществляет регулирование деятельности таких учреждений спортивной сферы как:
- спортивные клубы при образовательных учреждениях;
- спортивные кружки при образовательных учреждениях;
- спортивные школы детско-юношеского уровня;
- клубы физической подготовки;
- спортивно-технические школы;
- специализированные школы олимпийского резерва;
- образовательные учреждения и научные организации в сфере спорта;
- муниципальные физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения (плавательные бассейны, стадионы, корты, спортивные залы, велотреки и прочее).
Муниципальные органы власти взаимодействуют с указанными учреждениями в отношении следующих вопросов:
- совместное проведение различных спортивных мероприятий (спортивные соревнования, спартакиады и прочее);
- организация пропаганды спорта;
- осуществление профессиональной подготовки персонала спортивных организаций и повышения их квалификации;
- обеспечение эффективного использования спортивных сооружений;
- строительство спортивных сооружений;
- оказание помощи физкультурно-спортивным объединениям;
- содействие выполнение уставных задач физкультурно-спортивными объединениями;
- заслушивание информации относительно вопросов развития спорта;
- принятие решений в сфере спорта и контроль их исполнения;
- осуществление сбора данных относительно деятельности спортивных организаций.
Одним из основных направлений развития спорта выступает физическое воспитание, осуществляемое в отношении детей-дошкольников и учащихся образовательных учреждений. Это направление муниципального управления в сфере спорта направлено на обеспечение роста качества такого воспитания, в основу которого заложены определенные нормативы физической подготовки для образовательных учреждений.
Органами муниципального управления осуществляется реализация различных программ в сфере спорта. К числу таких программ относятся:
- во-первых, программы расширения и реконструкции существующих спортивных сооружений;
- во-вторых, программы строительства новых спортивных сооружений;
- в-третьих, программы ввода дополнительных спортивных занятий в учреждениях образования.
Еще одним важным направлением муниципального управления спортом является сотрудничество муниципальных властей со спортивными учреждениями, осуществляющими работу с инвалидами – их физическая подготовка, участие в соревнованиях или иных спортивных мероприятиях.
Также объектом муниципальной политики управления спортом является работа с молодежью. Муниципальная молодежная политика в области спорта направлена на приобщение молодого поколения муниципального образования к систематическим занятиям спортом, формировании приверженности к здоровому образу жизни. В рамках данного направления муниципальные власти осуществляются следующие мероприятия:
- профилактика правонарушений, совмещаемая со спортивными соревнованиями массового характера и спартакиадами;
- создание физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов.
Финансирование развития спорта на муниципальном уровне осуществляется за счет муниципального бюджета, а также средств спортивных организаций, доходов от реализации билетов спортивных лотерей, благотворительных пожертвований граждан и организаций, иных источников.