Основы муниципального управления образовательными учреждениями
Основой успешного функционирования любой системы, в том числе и образовательной, является приближенность органов управления к управляемым объектам. Именно эта причина определяет высокую значимость муниципального управления образовательными учреждениями.
Современное состояние управления системой российского образования характеризуется развитием процесса децентрализации, подразумевающего передачу полномочий и функций управления образовательными учреждениями низшему уровню власти. Федеральный уровень власти оставляет за собой право на определение стратегии общего развития образования, предоставляя региональному и местному уровням власти право на решение конкретных задач в рамках разработанной стратегии.
Муниципальная образовательная система – совокупность связанных между собой элементов, в число которых входят образовательные стандарты, утверждаемые государством, образовательные программы, образовательные учреждения всех форм собственности, осуществляющие их реализацию, муниципальные органы управления образовательными учреждениями.
Задачей муниципального управления образованием является обеспечение комплексного развития образовательной системы.
Полномочия прямого ведения муниципальных органов власти включаются в себя вопросы управления следующими образовательными учреждениями:
- во-первых, дошкольные, находящиеся на балансе хозяйствующих субъектов;
- во-вторых, общеобразовательные краевой подчиненности;
- в-третьих, ведомственные различного уровня (начальные, средние, высшие);
- в-четвертых, государственные высшие учебные заведения.
Последний вид образовательных учреждений находятся вне пределов прямого воздействия со стороны муниципальных органов власти.
Муниципальные органы власти не обладают правом создания или ликвидации учебных заведений, определения или изменения организационной структуры образовательных учреждений, определения направленности деятельности, влияния на руководство и так далее.
Однако муниципальные органы власти могут взаимодействовать с руководством учебных заведениях в целях развития муниципального образования.
Существование взаимодействия между учебными заведениями и муниципальными органами власти ведет к формированию единого муниципального образовательного комплекса.
Проводимая государственными властями реформа системы образования ставит перед муниципальными органами власти задачи по совершенствованию применяемых методов управления образовательными учреждениями. Муниципальное управление образовательными учреждениями направлено на повышение эффективности функционирования всего образовательного комплекса муниципального образования.
Основу развития муниципальной системы образования закладываются на государственном уровне с учетом реализации следующих принципов: законность, демократичность, автономность, информационная открытость, принятие во внимание общественного мнения, государственно-общественный характер.
Правовую основу муниципального управления образовательными учебными заведениями составляют:
- федеральные нормативные акты;
- региональные нормативные акты.
Муниципальное управление образовательными учебными заведениями ориентировано на обеспечение интересов населения муниципального образования, осуществляющего пользование услугами образовательных учреждений.
Муниципальное управление образовательными учреждениями характеризуется определенность организационной обособленностью.
Нагрузку муниципальных властей в сфере управления образовательными учреждениями можно разделить на два направления:
- во-первых, осуществление непосредственного управления ими;
- во-вторых, осуществление координации управления ими.
Полномочия муниципальных органов власти в системе управления
В структуру полномочий органов муниципального управления образованием входят:
- решение организационных вопросов в отношении обеспечения доступности бесплатного школьного образования;
- решение организационных вопросов в отношении обеспечения доступности дополнительного и бесплатного дошкольного образования;
- вопросы организации, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений;
- осуществление учетной работы в отношении детей, которые обязаны осуществлять обучения в образовательных учреждениях общего образования;
- осуществление опеки и попечительства;
- вопросы содержания и обустройства зданий и территорий образовательных учреждений.
Современные тенденции муниципального управления образовательными учреждениями
Характерной чертой современной системы муниципального управления образования является ее усложнение, динамичность, укрупнение.
Муниципальное управление образовательными учреждениями основано на предоставления им прав формирования собственных стратегии и политики развития муниципальной образовательной системы в интересах населения муниципального образования. Однако полномочия муниципальной власти строго ограничены государственной образовательной стратегией. Компетенция муниципальных властей не включает решения системообразующих вопросов образования. Государство устанавливает систему образования, муниципальные власти – обеспечивают ее функционирование.
Муниципальные органы власти сосредоточены на практической реализации государственной политики управления образованием и обеспечение соблюдения законодательства в сфере образования на территории муниципального образования.
Характер муниципального управления образовательными учреждениями принципиально отличается от государственного управления в сфере образования, которое отличается преимущественно административным характером, формирование системы прямой подчиненности и отчетности. Муниципальное управление образовательными учреждениями строится на принципах взаимодействия субъекта и объектов управления с целью совершенствования их работы.