Необходимость науки муниципального управления
Отсчет формирования научности муниципального управления в России следует отнести к 1998 году, когда президент в своем послании к Федеральному собранию обратил внимание на роль муниципального управления в деле государственного управления и стабилизации политической системы российского общества. Тогда была отмечена высокая значимость муниципального управления, возможно даже превышающая значимость государственного и регионального управления.
Был провозглашен принцип обязательного участия государства в защите основ и интересов муниципального управления, а также развитии потенциала местного самоуправления населения.
Основу развития муниципального управления как науки и отрасли практических знаний составляет государственная поддержка, направленная на формирование научной основы института муниципального управления.
Все это обусловило необходимость выработки системы мер осуществления муниципального управления с научной точки зрения.
Муниципальное управление в российской практике имеет непродолжительную современную историю, обусловленную сменой политического курса страны, что ведет к возникновению проблем в ходе его осуществления.
Разрешение этих проблем требует формирования определенной научной базы, обеспечивающей теоретическую обоснованность принимаемых на муниципальном уровне управления решений. Задача муниципального управления с научной точки зрения состоит в осуществлении разработки, издания и распространения научных и учебно-методических пособий, предназначенных для выполнения подготовки, переподготовки кадров, занятых в сфере муниципального управления, повышения их квалификации, методической литературы в сфере организационных аспектов муниципальной службы, работы с кадрами на местах осуществления муниципального управления.
В отношении научности муниципального управления применяются определенные меры поддержки научно-методического обеспечения по следующим направлениям:
- во-первых, процесса совершенствования организационных аспектов муниципального управления территориального и структурного характера;
- во-вторых, эффективности управления бюджетными процессами муниципальных образований;
- в-третьих, эффективности управления муниципальными собственностью и хозяйством;
- в-четвертых, эффективности комплексного управления социально-экономическим развитием муниципального образования;
- в-пятых, устойчивости взаимодействия органов государственного и муниципального управления и так далее.
Этапы развития муниципального управления как науки
Муниципальное управление как отрасль научных знаний в своем развитии преодолело несколько этапов, к числу которых следует отнести:
- Этап становления, на котором аккумулировались факты, явления, научно-исторические данные в сфере муниципального управления. К примеру, опыт земства, способы зарубежного управления муниципальным хозяйством, организация местного управления в советский период;
- Этап систематизации, на котором происходила обработка собранных на этапе становления данных и формировались типологические структуры. К примеру, типология организации муниципального управления, типология муниципальных управленческих структур и так далее;
- Этап понятийный, на котором осуществлялось формирование понятийного аппарата: выделение научных категорий муниципального управления, определение их трактовки и содержания. К примеру, муниципальное управление, предмет муниципального управления, объект муниципального управления и так далее;
- Этап поисковый, на котором проводилось исследование взаимосвязи различных элементов муниципального управления, формулировались его закономерности и принципы осуществления. К примеру, принцип единства целей;
- Этап заимствования, на котором привлекались научные достижения из других областей знаний с целью углубления понимания проблем муниципального управления, к примеру, из теории менеджмента, теории организаций, теории государственного управления и так далее;
- Этап обобщения, на котором обобщались сведения об имеющих место теоретических разработках в сфере муниципального управления и применения их на практике.
Предмет и метод науки муниципального управления
Муниципальное управление является разновидностью субъектной деятельности управленческого характера.
Под предметом науки муниципального управления понимается система управленческих отношений и способов осуществления управленческой деятельности, ее закономерностей в сфере решения задач муниципального управления.
Муниципальное управление как наука призвано давать ответы на вопросы относительно организации муниципального управления, технологий его осуществления и кадрового обеспечения этих процессов. Основными направлениями развития муниципального управления как науки являются:
- организационные аспекты муниципального управления. В этом смысле муниципальное образование рассматривается как определенная система социально-экономического характера, обладающая определенными закономерностями развития и значимыми взаимосвязями;
- технологические аспекты муниципального управления. В этом смысле осуществляется разработка теоретических основ методов принятия управленческих решений в сфере муниципального управления, применения инструментов прогнозирования и планирования муниципального развития, разрешения конфликтных ситуаций и так далее;
- кадровые аспекты муниципального управления. В этом смысле речь идет о формировании оптимальной структуры муниципального управления с точки зрения обеспеченности ее квалифицированными кадрами, их подготовки и переподготовки, планирования муниципальной карьеры, повышения квалификации и так далее.
К числу методов используемых наукой муниципального управления относятся анализ, синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдения и так далее.