Сущность муниципальных услуг и их связь с муниципальным управлением
Практической формой реализации муниципального управления являются муниципальные услуги. Управление процессом оказания данного вида услуг является одним из важнейших направлений муниципального управления.
Под муниципальной услугой понимается базовый элемент муниципальной деятельности, составляющий основу социально-экономических отношений населения муниципального образования.
Термин «муниципальные услуги» применяется ко всем видам услуг оказываемых населению на территории муниципального образования, ответственность за оказание которых тем или иным образом возлагается на местные органы власти.
Для наделения услуги статусом муниципальной не имеет значение субъект, оказывающий ее, а важно лишь место потребления – территория определенного муниципального образования.
В состав муниципальных услуг входят:
- услуги жилищно-коммунального хозяйства (содержание домов, уборка придомовых территорий и прочее);
- услуги транспорта на территории муниципального образования;
- бытовые услуги;
- торговые услуги;
- медицинские услуги;
- образовательные услуги;
- культурные услуги;
- досуговые услуги;
- услуги по охране общественного порядка;
- услуги содержания территорий муниципального образования и прочие.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования направлено на расширение спектра муниципальных услуг и обеспечение роста их качества.
Оказание муниципальных услуг не осуществляется муниципальными властями, они выступают гарантом качества и доступности этих услуг на территории всего муниципального образования.
В качестве потребителей муниципальных услуг выступает население муниципального образования, а также находящиеся на его территории хозяйствующие субъекты.
Свойства муниципальных услуг
Муниципальные услуги обладают рядом специфических свойств:
- во-первых, бесперебойность оказания муниципальных услуг;
- во-вторых, территориальная рассредоточенность оказания муниципальных услуг для обеспечения доступа к ним всего населения муниципального образования;
- в-третьих, отсутствие конкуренции между потребителями муниципальных услуг, обусловленное отсутствием сокращения их полезности при росте числа потребителей;
- в-четвертых, отсутствие возможности ограничения доступа потребителей к большинству муниципальным услугам;
- в-пятых, монополия на оказание муниципальных услуг (например, газоснабжение, водоснабжение и так далее).
Классификация муниципальных услуг
В составе муниципальных услуг можно выделить следующие виды:
- частные – услуги, которые характеризуются индивидуальностью и оказываются конкретным исполнителем или конкретному потребителю. Данный вид услуг поддается качественному измерению со стороны потребителя. Примером данного вида услуг являются услуги таксопарка, бытовые услуги и прочие. Население муниципального образования оплачивает частные услуги по тарифам, сложившимся на рынке;
- общественные – услуги, производство и потребление которых имеет общественный характер. Данный вид услуг не поддается качественному измерению со стороны потребителя, их потребление не имеет временной связи с производством или оплатой. Примером данного вида муниципальных услуг являются услуги по благоустройству и озеленению территории муниципального образования, охране общественного порядка, пожарной безопасности, содержанию и ремонту дорог и прочее. Для оплаты данного вида услуг используются средства муниципального бюджета;
- общественные по форме представлению, частные по форме потребления – социально значимые услуги, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Примером такого вида услуг являются услуги по охране здоровья, доступу к культурных ценностям и образованию. Предоставление данного вида услуг не зависит от уровня дохода гражданина, а гарантируется государством. В основу потребления данного вида услуг закладывается экономия, что делает рациональным их оплату за счет разумного сочетания бюджетных средств и личных доходов граждан. Разумность соотношения может зависеть от социальной принадлежности индивида к той или иной группе.
Помимо этого, муниципальные услуги делятся на два вида:
- бюджетные – муниципальные услуги, оказание которых в полной или частичной мере финансируется за счет средства муниципального бюджета. К этому виду услуг относятся практически все общественные услуги и услуги, имеющие социальную значимость. Некоторые виды частных услуг могут также в определенных случаях выступать в качестве бюджетных. Например, экскурсионные услуги для инвалидов, оказываемых туристическими бюро. Муниципальные власти при потреблении таких услуг компенсируют производителям затраты на оказание услуг с учетом их продажной стоимости;
- небюджетные – муниципальные услуги, для оплаты которых не используются муниципальные средства.
В некоторых случаях бюджетные и личные средства не позволяют в полной мере оплатить те или иные муниципальные услуги, в этом случае используются механизмы страхования (медицинское, имущественное и так далее).
Объектом пристального контроля со стороны муниципальных властей выступают услуги монополистов и бюджетные услуги. Муниципальные власти выступают в качестве регулятора тарифов на оказание этих услуг.
Важным аспектом оказания муниципальных услуг выступает проблема измерения их объема. в некоторых случаях эта проблема решается легко, например, при предоставлении жилья по социальному найму, когда в качестве измерителя выступает площадь предоставляемого жилья. В других случаях используются специфические способы измерения:
- при определении объема потребления воды, вывоза мусора, пользования лифтом – расчет выполняется по норме на одного человека;
- при установке определенных приборов (радио, телефон) – расчет выполняется по каждому установленному объекту;
- при пользовании услугами городского транспорта, музеев – плата взимается за вход и так далее.