Понятие и специфика организации деятельности муниципальной службы
Организация деятельности муниципальной службы – это совокупность принципиальных основ, требований и условий функционирования и осуществления деятельности муниципальных служащих.
Муниципальная служба представляет собой деятельность, отличающуюся высоким уровнем сложности и ответственности. Муниципальная служба требует от лиц, ее осуществляющих, их соответствия квалификационным требованиям, нравственным нормам, этическим требованиям и так далее. При этом работодатель муниципальных служащих, существенно ограничен в возможности их поощрения через систему оплаты труда и материальное стимулирование в связи с четкой регламентацией этих вопросов со стороны законодательства.
Муниципальная служба осуществляется в рамках системы «человек – власть – человек». Осуществление муниципальной службы проходит среди населения муниципального образования, оказывает на него воздействие, осуществляется с целью улучшение качества и условий жизни населения муниципального образования. Высокая степень приближенности муниципальной службы к населению оказывает существенное влияние на специфику ее организации.
В качестве основных положений, раскрывающих специфику деятельности муниципальной службы, можно обозначить следующие:
- во-первых, муниципальная служба не осуществляет создания материальных ценностей, однако она обеспечивает формирование условий для нормального эффективного производства этих ценностей другими субъектами хозяйствования. Таким образом, любой представитель муниципальной службы может рассматриваться в качестве вспомогательного элемента производственной системы муниципального образования;
- во-вторых, в качестве предмета деятельности муниципальной службы выступает информация, которая одновременно является источником сведений и средством оказание воздействия на управляемые объекты;
- в-третьих, совокупность полномочий муниципальной службы, состоящих в воздействии на население муниципального образования через поступающую от него информацию в форме постановлений, актов, приказов, носящих обязательный к исполнению характер для отдельных групп физических и юридических лиц. Особенность полномочий муниципальной службы состоит в том, что они не могут быть использованы муниципальными служащими в личных целях;
- в-четвертых, оплата труда муниципальных служащих за счет специфического источника финансирования, в качестве которого выступает муниципальный бюджет;
- в-пятых, осуществление муниципальной службы требует профессионального и компетентного подхода, предполагающего получение допуска к этому осуществлению на основе специальных процедур аттестации.
Организация муниципальной службы основывается на определенных принципах, предусмотренных на уровне федерального законодательства.
Организационные аспекты деятельности муниципальной службы
Муниципальная служба выступает в роли одного из важнейших институтов местного самоуправления, обеспечивающего его реализацию на практике. Долгое время в связи со сменой политического устройства страны организационные аспекты деятельности муниципальной службы были недостаточно проработаны. Однако, принятие в 1993 году основного нормативного документа страны – Конституции, закрепивший наличие местного самоуправления в стране и его обособленность от государственного управления, положило начало формированию нормативная базы, регламентирующей организацию деятельности муниципальной службы.
Начиная с 2009 года порядок организации муниципальной службы определяется такими федеральными законами как Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». Также порядок организации деятельности муниципальной службы регламентируется региональным и муниципальным законодательством.
С организационной точки зрения муниципальную службу следует рассматривать как бюрократическую организацию. Этот факт нельзя оценивать исключительно как отрицательный, поскольку бюрократические организации обладают определенными преимуществами, суть которых выражается в наличии четкой структуры, определенных прав и обязанностей, закрепленного уровня ответственности.
При этом очевидными недостатками муниципальной службы как бюрократической организации является злоупотребление властью, неконтролируемый рост организации, медлительность при исполнении должностных обязанностей, низкий инновационный потенциал.
Организационную специфику деятельности муниципальной службы можно выразить через систему следующих утверждений:
- во-первых, деятельность муниципальной службы направлена одновременно на удовлетворение интересов в органах государственного управления и интересов населения муниципального образования. В первом случае речь идет о том, что органы муниципального управления призваны обеспечивать реализацию государственной политики на местах, а во втором – о том, что муниципальное управление в первую очередь должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей населения муниципального образования. Несмотря на обособленность муниципального управления от системы государственной власти, невозможно исключить давление органов государственного управления на деятельность муниципальной службы, результатом которого является ущерб, наносимый интересам местного сообщества в угоду государственным целям;
- во-вторых, функционирования муниципальной службы в России имеет непродолжительную историю, вследствие чего в первую очередь ассоциируется в сознании населения как часть государственной службы. Однако фактически муниципальная служба все еще находится на этапе своего становления, что существенно сказывается на качестве ее результата;
- в-третьих, многообразие местных проблем требует применение инициативного и творческого подхода к их разрешению, однако специфика муниципальной службы накладывает ограничения на возможное применение нестандартных методов.