Морально-нравственные основы государственной службы – это этические требования к лицам, претендующим на должности или замещающим должности государственной службы, которые гарантируют добросовестное, ответственное отношение служащих к реализации их непосредственных служебных обязанностей, функций и задач публичного управления в целом, в том числе требования воздерживаться от коррупционного поведения, предпринимать меры для предотвращения конфликта интересов и пр.
Значение морально-нравственных основ государственной службы
Лица, которых государство привлекает на должности в государственном аппарате, в своей повседневной трудовой деятельности решают задачи, которые общество ставит перед государством, а именно:
- задачи социального обеспечения;
- задачи формирования благоприятной экономической среды;
- задачи обеспечения экологической безопасности и др.
Иными словами, задачи и функции публичного управления распределяются между элементами государственного механизма, органами, организациями и в конечном итоге государственными служащими.
Не вызывает сомнения, что законность и эффективность функционирования государственного механизма определяется:
- состоянием законности и правопорядка в обществе;
- степенью реализации конституционно гарантированных демократических инструментов и институтов;
- реальным участием населения в управленческих процессах и контроле их эффективности и др.
Однако не следует отрицать, что в немалой степени законность и эффективность функционирования государственного механизма, механизма муниципального управления связана с законностью и эффективностью деятельности государственных и муниципальных служащих.
При этом в рамках административных реформ значительное внимание уделяется вопросам:
- привлечения на должности государственной службы специалистов высокого уровня, сохранения кадрового состава государственной службы;
- обеспечения профессионального развития государственных служащих и др.
Однако не следует забывать и о том, что государственная служба – это социально значимая деятельность, приоритетная цель которой обеспечить соблюдение, защиту и реализацию прав личности. Именно поэтому лица, претендующие на должности и замещающие должности государственной службы, должны соответствовать определенным этическим нормам. Указанное актуализируется еще и тем обстоятельством, что Россия наряду с другими современными государствами противостоит распространению коррупционных явлений в системе государственного управления.
Создание этического кодекса государственной службы
Если требования к профессиональному уровню государственного служащего могут объективно фиксироваться в специальном законодательстве (например, федеральный закон о государственной гражданской службе фиксирует требования к уровню специального образования, опыту служебной или иной трудовой деятельности по специальности), то зафиксировать морально-нравственные требования к личности государственного служащего в законодательстве представляется крайне проблематично.
В связи с этим в теории и практике публичного управления обосновывается необходимость разработки и реализации этического кодекса государственного служащего.
При этом кодекс должен фиксировать не только морально-нравственные ориентиры для служебной деятельности государственного служащего, но и предлагать конкретные практические решения в сложных этических ситуациях.
Разработка и принятие этического кодекса в рамках системы государственной службы позволяет:
- определить и зафиксировать сущность и специфику морально-нравственных принципов и норм в системе государственной службы;
- использовать дополнительные механизмы регулирования служебных отношений в системе государственной службы;
- решать образовательные и воспитательные задачи, так как кодекс систематизирует и доводит до сведения государственных служащих этические нормы, на которые они должны ориентироваться при реализации своих должностных обязанностей.
В свою очередь, в последующем в систему государственной службы должны быть введены институты, которые контролируют соблюдение этических требований в рамках реализации государственными служащими своих должностных обязанностей, например, административные комиссии, комиссии по этике, которым будут вверены полномочия оценки с точки зрения профессиональной этики поступков государственных служащих.
Инструменты обеспечения морально-нравственных основ государственной службы
Кроме фиксации этических требований к государственным служащим в соответствующих кодексах, большое значение имеет система финансовых, организационных, материально-технических, технологических и иных мероприятий, которые обеспечивают:
- надлежащее материально-финансовое обеспечение государственного служащего;
- надлежащее социальное обеспечение государственных служащих;
- надлежащее материально-техническое и технологическое обеспечение рабочего места, рабочих процессов, реализуемых государственными служащими;
- условия для эффективного профессионального развития и саморазвития государственных служащих и др.
Это позволит привлекать на службу специалистов высокого уровня, обладающих необходимыми морально-нравственными качествами.
Кроме того, ориентируют на соблюдение морально-нравственных требований к собственной деятельности и законодательно зафиксированные механизмы противодействия коррупции, в том числе:
- представление сведений относительно имущества и доходов государственного служащего и членов его семьи;
- предупреждение конфликта интересов на государственной службе и др.
Все указанные мероприятия должны ориентировать государственных служащих на понимание своей высокой социальной роли в обществе. Каждое профессиональное действие и решение в рамках должностных обязанностей государственный служащий должен осуществлять с пониманием своего долга, задач органа, в котором он осуществляет служебную деятельность, задач собственной служебной деятельности.
Государственный служащий должен прилагать все возможные усилия для того, чтобы обеспечивать законное, эффективное исполнение обязанностей по службе.