Международный опыт государственных закупок – это изучение и применение достижений разных стран в организации государственных закупок с целью повышения их эффективности.
Современные особенности организации государственных закупок в разных странах
На сегодняшний день мировой опыт организации государственных закупок характеризуется значительными достижениями в эффективном расходовании бюджетных средств различными странами, особенно развитыми. Это формирует основу для заимствования такого опыта с целью совершенствования национальной системы государственных закупок для стран, в которых этот опыт отличается сравнительно небольшим периодом развития. К числу таких стран, в частности, относится и Российская Федерация.
Для международного опыта организации государственных закупок характерно наличие разнообразных конкурсных процедур, предусматривающих проведение конкурсных торгов при осуществлении государственных закупок. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций и Всемирной Торговой Организации конкурсные торги признаны наиболее эффективным методом осуществления государственных закупок.
В 1994 году в соответствии с предложениями Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли было осуществлено принятие типового закона, регулирующего государственные закупки. Этот закон стал основой формирования национального законодательства по данному вопросу во многих зарубежных странах. Многие развивающиеся страны построили свое национальное законодательство полностью на указанном законе, к числу таких стран можно отнести Албанию, Афганистан, Бангладеш, Армению, Азербайджан, Грузию и так далее.
Однако наибольших успехов в развитии международного опыта организации государственных закупок достигают развитые страны, к числу которых можно отнести Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Китай, Аргентину, Германию, Великобританию и так далее. Система государственных закупок Соединенных Штатов Америки в силу длительности ее существования признана наиболее эффективной системой государственных закупок на международном уровне.
В основе данной системы организации государственных закупок находится четко и детально проработанная система регламентации закупочных процедур, включающая в себя следующие этапы:
- во-первых, планирование государственных закупок;
- во-вторых, размещение государственных заказов;
- в-третьих, осуществление отбора поставщиков и заключение договоров;
- в-четвертых, администрирование и контроль за исполнением государственных контрактов;
- в-пятых, оценка результатов исполнения государственных контрактов.
Эффективное функционирование системы государственных закупок в Соединенных Штатах Америки обеспечивается наличием следующих структурных элементов этой системы:
- во-первых, детально проработанная система правового регулирования, обеспечивающая регламентацию процедуры и правил осуществления государственных закупок;
- во-вторых, обеспечение четкого распределения ответственности и полномочий между органами федеральной власти и должностными лицами, ответственными за осуществление государственных закупок;
- в-третьих, формирование развитой системы планирования государственных закупок;
- в-четвертых, применение широкого спектра способов организации закупок и типов заключаемых по результатам конкурсных процедур контрактов;
- в-пятых, наличие библиотеки типовых контрактов и спецификаций стандартного содержания;
- в-шестых, формирование информационных систем, обеспечивающих доступ к базам данных государственных контрактов, поставщиков и иных параметров государственных заказов.
Австралия применяет методику эффективного расходования средств при реализации концепции государственных закупок. В основе оценки эффективности закупочной деятельности находится сравнение рекомендованной и окончательной стоимости продукции. Должностные лица, ответственные за осуществление государственных закупок, должны обеспечивать достижение наилучших результатов на всех стадиях организации государственных закупок, добиваясь наименьшей цены, снижения издержек и роста выгод.
В основе организации государственных закупок в Канаде находится концепция оптимальной стоимости, подразумевающая достижение эффективного сочетания технических выгод и качества закупаемых товаров. В ходе организации государственных закупок осуществляется запрос предложений, подвергающихся оценке по определенным критериям. В стране действует канадская ежегодная стратегия закупок, утверждаемая правительством.
В бельгийской практике организации государственных закупок особое внимание сосредоточено на контроле государственных расходов на каждом этапе осуществления закупочной деятельности. Процедуры организации государственных закупок включают в себя следующие этапы: принятие решения о необходимости осуществления закупки, утверждение сметы государственных расходов, анализ соответствия этой сметы бюджетным возможностям, визирование расходной документации, контроль оплаты государственных контрактов.
Проблемы использования международного опыта организации государственных закупок в Российской Федерации
Российская Федерация сталкивается с рядом проблем при применении международного опыта организации государственных закупок. Большинство этих проблем обусловлено фрагментарным подходом к заимствованию международного опыта организации государственных закупок. Это отрицательно сказывается на эффективности российской системы государственных закупок. В определенной мере решение этой проблемы имеет хорошую перспективу за счет планомерного накопления российского и зарубежного опыта организации государственных закупок, постепенного совершенствования нормативно-правовой базы осуществления этих закупок. Эффективность применения международного опыта требует последовательного анализа практики применения методов организации государственных закупок в других странах, их адаптации к российским условиям, отказа от тех методов, которые не обеспечили достижения ожидаемых результатов.
Основная работа по внедрению международного опыта организации государственных закупок в Российской Федерации должна быть направлена на повышение механизмов прозрачности осуществления государственных закупок.