Общая характеристика государственного управления в Норвегии
Норвегия является унитарным государством, включающим в свой состав 19 областей, именуемых фюльке.
Во главе государства Норвегия находится Король, признаваемый Конституцией страны «священной и почитаемой особой», не несущей ответственности за свои действия. Король наделяется полномочиями законодательного и исполнительного характера, а также с 1913 года правом отлагательного вето. Король имеет право самостоятельного принятия нормативных актов, имеющих законную силу, в перерывах между сессиями Парламента в сфере промышленности, торговой деятельности, охраны правопорядка. По отношению к Парламенту Король также обладает определенными полномочиями, которые заключаются в:
- открытии парламентских сессий;
- выступлении на первом заседании сессии с тронный речью;
- наличии права созыва чрезвычайных сессий Парламента.
Основываясь на советах Правительства, Король имеет право назначать и увольнять высших должностных лиц, реализовывать право помилования. Также Король принимает участие в решении вопросов внешней политики, в частности заключения и расторжения договоров с другими государствами, приема дипломатов, объявления военных действий и заключения мира.
На Короля возложены обязанности верховного главнокомандующего морскими и сухопутными вооруженными силами.
Особенности законодательной власти Норвегии
Осуществление законодательной власти в Норвегии возложено на Парламент, именуемый Стортинг. В состав Стортинга входит 165 депутатов, избрание которых осуществляется по партийным спискам в каждой фюльке. Срок полномочий депутатов Парламента составляет 4 года. Для избрания депутатов Парламента проводятся всеобщие выборы, основанные на принципе пропорционального представительства.
При осуществлении деятельности состав Парламента разделяется на две палаты:
- четвертая часть депутатов (41 человек) включается в состав верхней палаты Парламента;
- оставшиеся депутаты (124 человека) образуют нижнюю палату Парламента.
Избрание депутатов в Парламент осуществляются гражданами, достигшими возраста 18 лет и проживающими на территории страны более 5 лет.
Граждане Норвегии могут избираться в Парламент при условии проживания на территории страны более 10 лет и наличия места жительства в конкретном избирательном округе.
Работа Парламента осуществляется в виде ежегодных сессий, начало которых приходится на первый будний день после 10 января. Продолжительность сессии не регламентируется и парламент сам определяет ее.
Заседания палат Парламента осуществляются автономно друг от друга. Для обеспечения легитимности решения палат Парламента необходимо наличие на заседании минимум половины депутатов.
Премьер-министр и министры имеет право на участие в парламентских прениях, однако они не наделены правом голоса на них.
Парламент Норвегии призван осуществлять следующие функции:
- издание нормативно-правовых актов;
- установление налогов и пошлин;
- предоставление займов за счет государства;
- реализация контрольных полномочий (осуществление контроля финансов, проверка протоколов и официальных отчетов Правительства, требование сведений относительно договоров, заключаемых монархом с другими государствами).
Рассмотрение законопроектов изначально осуществляется нижней палатой Парламента, после этого законопроект направляется в верхнюю палату Парламента, которая либо принимает их, либо отправляет на доработку и повторное рассмотрение в нижней палате.
В случае двукратного отклонения проекта верхней палатой проводится совместное заседание палат Парламента для его одобрения, которое требует положительного решения 2/3 депутатов. Принятые Парламентом законы утверждается королем.
Особый порядок рассмотрения в Парламенте имеют поправки Конституции. Рассмотрение этого вопроса допустимо только на первой, второй и третьей сессии вновь избранного Парламента. Предложенные поправки изучаются Парламентом с целью определения возможности их обсуждения. При положительном решении вопроса целесообразность поправок рассматривается на совместном заседании палат Парламента. Изменения в Конституцию вносятся, если поправки получили одобрение от 2/3 депутатов Парламента.
Исполнительная власть в Норвегии
Осуществление исполнительной власти возложено на Премьер-министра, Правительство, а также монарха. В состав Правительства включается Премьер-министр, возглавляющий его и являющийся лидером партии, имеющей парламентское большинство, и как минимум 7 министров, назначение и увольнение которых осуществляется монархом. Правительство в совокупности с монархом формирует Государственный совет.
Правительство имеет достаточно широкие полномочия, что обусловлено установлением в стране режима конституционной монархии, в результате которого большая часть полномочий монарха была передана Государственному совету.
Правительство выполняет следующие функции:
- во-первых, участие в законотворческой деятельности посредством подготовки большей части законопроектов;
- во-вторых, осуществление управления внешней внутренней политикой;
- в-третьих, обеспечение исполнения законодательства;
- в-четвертых, исполнение государственного бюджета и так далее.
Особенности организации судебной власти в Норвегии
Система судебной власти в Норвегии включает в себя следующие виды:
- Верховный суд, в состав которого входит 5 судей, призванных осуществлять рассмотрение апелляций гражданского и уголовного направления. Дела направляются в Верховный суд региональными апелляционными судами;
- региональные апелляционные суды в количестве 5 единиц, включающие в свой состав по трое судей, призванных одновременно выполнять функции судов первой инстанции по серьезным уголовным делам;
- городские или окружные суды, во главе которых находятся профессиональные судьи, которым помогают осуществлять их деятельность два помощника-непрофессионала;
- арбитражные советы, имеющиеся в каждом городе, включающие в свой состав трех граждан, избираемых местным советом для решения местных споров.