Тенденции государственного управления на международном уровне
Институт государственного управления, в силу своей исключительной важности и стратегического значения для каждого государства-члена мирового сообщества регулируется и функционирует на внутригосударственном уровне, обладая в этой связи отличительными особенностями.
Несмотря на это, анализ государственного управления на международном уровне, позволяет выявить несколько общих тенденций, характерных для большинства современных государств. В частности:
- имеет место повышение роли исполнительной власти;
- усиление государственного участия в регулировании процессов социально-экономического развития;
- демократизация всех сфер политического взаимодействия, а в первую очередь – избирательной системы.
- происходит и изменение характера содержания государственного управления в сторону восприятия инновационных средств и методов, стремление к повышению эффективности деятельности при минимизации затрат и т.д, в силу прогрессирующих процессов глобализации, информатизации всех сфер общественной жизни.
Иными словами, государства стремятся к построению справедливых обществ, правовое положения каждого члена в которых будет равным.
В сфере государственного управления, это достигается, в первую очередь за счет соблюдения принципов гласности и открытости в деятельности органов государственной власти, обеспечения проведения прямых конкурентных выборах и т.д.
Особенности государственного управления в иностранных государствах
При этом несмотря на наличие некоторых общих тенденций, каждое государство обладает своими особенностями в государственном управлении.
Так, в Японии выстроилась такая система взаимодействия общества и государства, в которой последнее берет на себя роль жесткого координатора всех сфер жизни человека.
По форме правления Япония представляет собой ограниченную парламентом монархию, таким образом, фактическим главой государства выступает премьер-министр, руководящий палатами парламента. В то же время, фигура императора выполняет важное консолидирующее общество значение, выступая символом японской нации
Основными правительственными органами являются аппарат премьер-министра, министерства, комиссии и управления.
Германия, обладая федеративным типом государственного устройства, субъектами которой являются земли, обладает системой государственного управления подчиненного правительству.
В свою очередь, правительство возглавляет канцлер – утверждаемый парламентом глава победившей на выборах партии. При этом в Германии существует фигура федерального президента, его избрание отнесено к ведению парламента, который избирает президента на пятилетний срок. Полномочия президента в Германии весьма ограничены, и представлены, в частности, назначением и освобождением от должности чиновников и федеральных судей, представительские функции на международное арене и т.д. Крайне велика роль Конституционного суда, члены которого избираются пожизненно.
В Великобритании сохранена монархическая форма правления, при руководящей роли парламента и премьер-министра.
Прерогативы монаршей власти сохраняются, но имеют исключительно формальный характер. Королевская власть свои полномочия давно уже реально не использует, хотя от имени королевы в стране назначается премьер-министр, подписываются законы, жалуются титулы пэра, распускается парламент, отправляется в отставку кабинет министров. Решения по таким вопросам готовятся на других уровнях власти, королева лишь извещает об их принятии.
Исполнительная власть, будучи представленной кабинетом министров, наделена в рамках делегирования полномочий от парламента правотворческими функциями. На практике, это привело к тому, что кабинет министров Великобритании, принимает количественно большее число нормативных актов, нежели сам парламент.